История Chanel №5: почему этот аромат остается культовым уже больше века
В день рождения Коко Шанель стоит вспомнить не только про ее фирменный стиль и революционные идеи, которые навсегда изменили женский гардероб, но и про легендарный аромат, оказавший огромное влияние на развитие парфюмерии. В 2024 году аромату Chanel №5 исполняется целых 103 года. С момента создания духов сменились десятки парфюмерных трендов и появились сотни ароматов, но Chanel №5 по-прежнему остается одним из самых известных и продаваемых во всем мире. В этом материале мы раскроем секрет культового парфюма.
Женщина — единственное, что имеет значение
В 1921 году французская бизнесвумен и представительница парижской элиты Коко Шанель (на всякий случай напомним, что Коко — это прозвище, настоящее имя знаменитости — Габриэль) создала парфюм, который перевернул представление женщин об ароматах. К этому вопросу Коко подошла со свойственным ей здоровым пренебрежением к светскому этикету. Будучи владелицей серии успешных бутиков в Париже, Довиле и Биаррице, она ломала все каноны, разъезжая по улицам на собственном Rolls-Royce. И намеревалась создать аромат, который мог бы описать современную независимую женщину, которую и олицетворяла сама.
«Габриэль хотела быть уверена, что люди скажут: "Ты хорошо пахнешь", а не "Ты пахнешь розой или жасмином", — объясняет Томас дю Пре де Сен-Мор, глава отдела глобальных креативных ресурсов Chanel в области парфюмерии и красоты. — Единственное, что имело для нее значение, — это женщина».
И все же в аромате во многом отразился не парижский успех, а непростое детство. Девочка родилась в семье мелкого торговца и прачки, живших в Сомюре. И запах чистоты стал для нее напоминанием о матери, которая умерла, когда Габриэль было всего 12. Коко хотела создать свежий, чистый аромат с запахом мыла и только что вымытой кожи.
Секрет Chanel № 5
Поиски парфюмера дались Шанель невероятно сложно. Создание свежих ароматов, которые «носятся» долго, было одной из первостепенных задач парфюмерии в то время. Тогда ее можно было решить только одним способом — использовать цитрусовые. Они давали невероятный запах, но, увы, совсем не держались на коже.
В конце лета 1920 года Шанель отправилась в отпуск на Лазурный берег со своим возлюбленным, великим князем Дмитрием Павловичем. Там по счастливой случайности она познакомилась с Эрнестом Бо, парфюмером утонченным и уважающим эксперименты. Он работал на российскую царскую семью и жил неподалеку, в Грассе, который и сегодня остается центром парфюмерной промышленности. Бо был любознательным и смелым мастером и принял вызов Шанель.
В то время химики уже выделили вещества, называемые альдегидами, которые могли искусственно создавать запах чистоты, который и искала Шанель. Но они были необычайно сильными, поэтому парфюмеры не решались их использовать. Эрнест Бо все же пошел на риск и включил альдегиды в состав своего парфюма.
Ему потребовалось несколько месяцев, чтобы усовершенствовать аромат. В результате Бо придумал 10 образцов и представил их заказчице. Они были пронумерованы цифрами от 1 до 5 и от 20 до 24. Коко выбрала флакон с номером пять. Ходят слухи, что на самом деле эта смесь была результатом лабораторной ошибки. Ассистент Бо добавил дозу альдегида в количестве, которое никогда раньше не использовалось.
Позже Шанель сказала: «Это было то, чего я ждала. Духи, не похожие ни на что другое. Женские духи с ароматом женщины». Парфюм с нотами жасмина, розы, сандалового дерева и ванили имел мгновенный успех.
Коко пригласила друзей на презентацию аромата в популярный ресторан, там она разбрызгала духи вокруг своего стола. Каждая проходившая мимо женщина останавливалась и спрашивала, что это за аромат. В этот вечер Шанель поняла, что парфюм станет революционным.
В формулу аромата вошли 80 элементов, которые держатся в строжайшем секрете и сегодня. Сложная композиция, помещенная Бо в один флакон, и сделала Chanel №5 феноменом — на коже каждой женщины этот парфюм раскрывается по-разному.