14 фильмов за всю историю Каннского кинофестиваля, которые обязательно нужно посмотреть
«Потерянный уик-энд» (1945), реж. Билли Уайлдер
Первый фильм, удостоившийся одновременно Гран-при Каннского кинофестиваля и премии «Оскар». Страшная картина об уик-энде писателя-алкоголика и его безуспешной борьбе с внутренним демоном. В главной роли – главный джентльмен Голливуда – Рэй Милланд.
«Плата за страх» (1952), реж. Анри-Жорж Клузо
Секс-символ 50-х Ив Монтан в черно-белом триллере «французского Хичкока» Анри-Жоржа Клузо. В центре истории четверо рисковых парней, которые принимают предложение североамериканской нефтяной корпорации переправить два грузовика взрывоопасного нитроглицерина. Сложнейший и опаснейший рейс под палящим солнцем-убийцей с готовой в любой момент разорваться бомбой в кузове – редкий шанс выбраться из душной и голодной Гватемалы.
«Сладкая жизнь» (1960), реж. Федерико Феллини
Запрещенный к показу в Италии фильм про маэстро гедонизма, журналиста Марчелло, стал хитом Каннской программы 1960 года. Оно и понятно: здесь и приятная глазу история человека, вращающегося в обществе аристократов, буржуа и артистической богемы, пикантные сцены пьяных оргий и одиозный эпизод купания Марчелло Мастроянни и Аниты Экберг в римском фонтане Треви.
«Шербурские зонтики» (1964), реж. Жак Деми
Просто прекрасные полтора часа, за которые молодая и прекрасная Катрин Денев в четырех актах пропевает историю о превратностях любви. Ее героиня Женевьева, продавщица зонтов, влюбляется в автомеханика Ги. Взаимно! Однако вскоре Ги забирают в армию и отправляют в Алжир, и все идет не по плану. Трогательный классический мюзикл одного из представителей «новой волны» Жака Деми растопил сердца членов жюри фестиваля и был удостоен «Золотой пальмовой ветви». Наверняка растопит и ваше.
«Мужчина и женщина» (1966), реж. Клод Лелуш
История любви с первого взгляда молодой вдовы и автогонщика, благодаря которой Лелуш получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, «Оскар» за лучший иностранный фильм и, что самое главное, широкую известность совсем не в узких кругах. Эталон мелодраматического жанра на вечную тему отношений полов с гармоничным продакт-плейсментом автомобиля Ford Mustang, на котором лихо разъезжает главный герой.
«Фотоувеличение» (1966), реж. Микеланджело Антониони
Детектив о модном фотографе, который однажды запечатлевает обычный поцелуй в парке, а, проявив пленку и увеличив кадр, обнаруживает на снимке сцену преступления. Голубоглазый блондин Дэвид Хеммингс в главной роли и тонко переданная Антониони атмосфера «свингующего Лондона» прилагается.
«Апокалипсис сегодня» (1979), реж. Фрэнсис Форд Коппола
Военная опера Фрэнсиса Форда Копполы, складывающаяся из взрывов, стрельбы и криков, в конце и в начале которой вы не увидите титров. Большое (2 часа 33 минуты) сложное кино об ужасах и безумиях войны с Марлоном Брандо в главной роли.
«Таксист» (1976), реж. Мартин Скорсезе
Роберт Де Ниро и Джоди Фостер в криминальной драме о психически нестабильном ветеране вьетнамской войны, который работает ночным таксистом в Нью-Йорке. Однажды он встречает 12-летнюю проститутку и тогда, порядком пресытившись насилием и несправедливостями мегаполиса, решает вычистить «грязь» из порочного города. И хотя фильм активно критиковали за романтизацию преступника, «Золотую пальмовую ветвь» он все-таки получил. И сделал Скорсезе настоящей сенсацией.
«Секс, ложь и видео» (1989), реж. Стивен Содерберг
Сразу три каннские награды, красотка Энди Макдауэлл и полтора часа исследования новой сексуальности и связанных с ней проблем семьи. Эта психологическая драма Содерберга стала одной из наиболее важных картин независимого кинематографа США.
«Криминальное чтиво» (1994), реж. Квентин Тарантино
К чему говорить про десятки наград и влияние на киноязык этого легендарного фильма талантливого самоучки Тарантино, если можно взять и посмотреть (а может, и пересмотреть в сотый раз). После этого достать белую рубашку, черные брюки-дудочки и ненадолго превратиться в Мию Уоллес.
«Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998), реж. Терри Гиллиам
Наркотический трип Джонни Деппа и Бенисио Дель Торо, отправившихся на красной Chevrolet Impala в Лас-Вегас под легендарный саундтрек Jefferson Airplane. Фильм не получил «Золотую пальмовую ветвь», но кого это сейчас волнует? Тем более что кино вошло в историю.
«Пианист» (2002), реж. Роман Полански
Исторический фильм Полански, основанный на автобиографии великого польского пианиста еврейского происхождения Владислава Шпильмана, который не только смог выжить во время геноцида, но и сохранить свой разум и талант, пройдя через многие испытания войны. Одна из лучших ролей Эдриана Броуди, ради которой он похудел на 13 кг и выучил сочинения Шопена.
«Драйв» (2011), реж. Николас Виндинг Рефн
Призер Канн и просто грандиозная драма, в центре которой немногословный, но пленительный Райан Гослинг за рулем – каскадер и автомеханик днем и виртуозный перевозчик грабителей ночью.
«Магазинные воришки» (2018), реж. Хирокадзу Корээда
Странноватое для европейского вкуса азиатское кино тем временем набирает популярность. В этом году «Оскар» получил корейский режиссер Пон Чжун Хо за своих «Паразитов», а в прошлом – японский фильм «Магазинные воришки» выделился в Каннах и взял «Золотую пальмовую ветвь». Это трогательная история про дружную и бедную семью воришек, которые однажды в ходе налета на магазин неожиданно находят замерзшую маленькую девочку и забирают ее домой. Стоит ли говорить, что случай для участников истории становится роковым.