35 лет спустя: 5 интересных фактов о съемках «Гостьи из будущего», которые знают не все
25 марта 1985 года на экраны вышел фильм «Гостья из будущего», собравший у экранов миллионы телезрителей: всем оказались интересны приключения девочки Алисы Селезневой, прибывшей из будущего, чтобы спасти из лап космических пиратов загадочное устройство для чтения мыслей под названием миелофон. Детский сериал был снят по мотивам повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед» из цикла об Алисе.
«Алиса, миелофон у меня!» — эта фраза Коли Герасимова (его роль в фильме исполнил Алексей Фомкин, на тот момент уже снимавшийся в «Ералаше») сразу ушла в народ. Актеров набирали среди школьников – у некоторых на тот момент был опыт съемок, другие же, напротив, попали на киностудию первый раз. Режиссер Павел Арсенов, до того, как приступить к работе над «Гостьей из будущего», никогда не снимал детских фильмов – на его счету были исключительно серьезные «взрослые» кинокартины. Однако по совету своего товарища – режиссера Ричарда Викторова, снявшего фантастические ленты «Москва — Кассиопея» и «Через тернии к звездам», — он решил поработать в новом для себя жанре.
Как нашлась Алиса?
На роль отважной Алисы Селезневой пробовали как минимум девять юных актрис. Делали фотопробы, пытаясь разглядеть в них новую звезду. Однако когда на киностудии появилась стеснительная школьница Наташа Гусева, в голове у режиссера сразу же мелькнула мысль: «Она!». Арсенова покорили миловидная внешность, чистый взгляд и скромность девочки. Отвечая на вопрос, в каком году она родилась, школьница так растерялась, что вместо «1972-й» сказала «1872-й». Позже Арсенов шутил на этот счет, говоря ей: «Ты у нас из прошлого, а не из будущего».
Говорят, что на площадке Гусева была далеко не самой бойкой из ребят – из-за стеснительности она часто оказывалась чуть в стороне от общей шумной компании. Зато когда молодые актеры заходили в кадр, становилось ясно, почему на роль выбрали именно ее – ясный спокойный взгляд и улыбка Наташи создавали впечатление, что перед нами и правда гостья из будущего.
Создание «машины времени»
Изначально в успех картины мало кто верил, больших надежд на нее не возлагалось. Именно поэтому для работы над фильмом не выделяли значительных ресурсов – создателям приходилось буквально каждый кадр и сцену снимать, придумывая интересные, но не слишком дорогие ходы и уловки. Например, ослепительно белую комнату, из которой Коля перенесся в Институт времени, снимали в небольшом помещении, оклеенном белыми обоями и максимально освещенном при помощи ламп. Обычные лампы накаливания, помещенные в короба из прозрачного пластика, использовали и при съемке коридоров Института, чтобы с помощью рассеянного света создать эффект загадочности и таинственности. Сложного лабиринта тех самых коридоров в реальности не существовало, поэтому иллюзию футуристичной архитектуры пространства тоже приходилось создавать подручными методами и сменой ракурса съемок.
Бутафорскому цеху пришлось основательно поработать над созданием удивительного агрегата – машины времени. Все технологии мастеров до этого были заточены на создание классических декораций для сказок – из лепнины, дерева, но никак не из пластика. Поэтому то, как будут выглядеть машина времени и тот самый миелофон, придумывали буквально на ходу. Сделать заветный прибор для чтения мыслей кристаллическим решил сам Павел Арсенов – ему показалось, что такая форма как нельзя лучше подойдет для устройства. А для имитации кнопок машины времени использовали самый обычный кубик Рубика – он благодаря своей яркости хорошо смотрелся на белой приборной панели.
Дома и машины из будущего
Отдельную сложность представляли съемки крупных зданий в стиле будущего и круглых летательных аппаратов — флипов. Компьютерной графики еще не существовало, а найти подобные сооружения и машины в реальности не представлялось возможным. Художники картины нашли иной выход из положения: они создали полуметровые макеты зданий (например, того же Института времени – ведь его надо было снимать и снаружи, а не только внутри) и подвешивали их в кадре на тросах, создавая перспективу, чтобы казалось, что учреждение находится на заднем плане, а герои – на переднем.
Флипы в реальном размере заказали специально для съемок, и каждый стоил огромную по тем временам сумму — пять тысяч рублей (как настоящий легковой автомобиль). Чтобы снять летательные аппараты в воздухе, пришлось также сделать их игрушечные макеты.
Сложнее всего, пожалуй, далась съемка переноса во времени Коли Герасимова – разноцветные полуразмытые кадры оказалось очень трудно создать: использовались различные склейки и наложения, и на производство всего лишь одного кадра уходило до месяца работы.
От идеи смастерить робота Вертера (этот персонаж был придуман специально для фильма) сразу отказались ввиду технической сложности устройства и решили, что его будет играть человек. Благодаря филигранному исполнению роли актером Евгением Герасимовым образ получился очень запоминающимся и ярким.
Забавные сцены
Сама Наталья Гусева как-то рассказывала веселую историю о том, как снималась сцена, в которой ее героиня прикинулось взрослой женщиной, чтобы обмануть космических пиратов. В кадре Алиса садится на плечи своей подруги, надевает плащ, шляпу и очки, и в образе очень высокой мадам выходит на улицу и проскальзывает мимо преследователей. Оказалось, что в реальности Наталье пришлось сидеть на плечах вовсе не у напарницы Марьяны – девочка бы не выдержала веса подруги. На роль того, кто должен был оказаться под плащом, подрядили Лешу Фомкина, исполнившего Колю Герасимова.
«Он спал, а тут приходят, говорят – будешь нести Наташу вместо Марьянки, — смеется Гусева. – Обрядили его в Марьянкину форму, гольфы, сандалии, посадили меня на плечи. Он идет, качается, потому что тяжело и под плащом ничего не видно. В итоге нам нарисовали на асфальте линию, чтобы мы шли по ней. Так ему ее все равно не видно! Пришлось мне шептать сквозь зубы: "Левее! Правее!" Поэтому мы и качались туда-сюда, пока шли».
А вот снимать сцену с невероятным прыжком в длину, который совершает Алиса, было не смешно, а страшновато. Дело в том, что девочка должна была перепрыгнуть через лежащего оператора, чтобы в кадре создавался эффект полета. «Очень боялась, что упаду на него и сломаю шею или еще что-то поврежу», — признавалась исполнительница главной роли, но все в итоге прошло благополучно.
Роль костюмов в успехе фильма
С первых кадров мини-сериала мы видим идущей по улице красавицу Полину – сотрудницу Института времени. Она выглядит как настоящая эльфийка: тонкая, изящная, в летящем платье, с красивым аксессуаром на голове. В других сценах наряды Полины не менее эффектны.
Меж тем костюмерам фильма пришлось включить всю свою фантазию, чтобы придумать, как должны выглядеть люди, живущие аж через столетие. Серебристые комбинезоны, сетчатые платья, высокотехнологичные и нестандартные материалы — во многом творцам удалось угадать, в каком направлении будет двигаться мода.
Конечно, пока на дворе не 2084 год (а по сюжету в это время и жила Алиса), и мы не знаем, как будут выглядеть и во что станут одеваться наши потомки. Но тенденции ближайшего будущего костюмерам удалось предсказать вполне точно.
Работа над кинолентой заняла два года, и за время съемок дети, исполнявшие главные роли, успевали подрасти, из-за чего им приходилось менять костюмы, в кадре выглядящие одинаково. Что уж говорить о поклонниках сериала — они давно стали взрослыми, но просмотр любимой картины до сих доставляет удовольствие многим, согласны? С юбилеем, Алиса!