5 фильмов, которые ломают четвертую стену
Четвертая стена — воображаемая граница между актерами и зрителями в традиционном театре. Этот термин был придуман Дени Дидро еще в XVIII веке, но активно использоваться начал только столетие спустя. Слом четвертой стены — это действие, при котором зритель становится вовлечен в процесс повествования. Мы собрали фильмы, в которых такое происходит.
«Американский психопат»
В отличие от многих других фильмов, где актеры попросту обращаются напрямую к зрителю, глядя в камеру, создатели «Американского психопата» решили пойти другим путем. В этой картине происходит слом слуховой стены, когда герой Кристиана Бэйла начинает обращаться к зрителям с помощью закадрового голоса. Благодаря этому люди, которые смотрят фильм, начинают иначе оценивать события на экране.
«Заводной апельсин»
Вступительная сцена этого фильма многим может показаться странной или непонятной, но она существует ради того, чтобы зритель глубже погрузился и заранее прочувствовал тревожную атмосферу грядущей антиутопии. В целом Стэнли Кубрик обожает ломать четвертую стену, но в каждом проекте делает это по-разному. Здесь его герой 20 секунд смотрит в камеру немигающим взглядом. В «Сиянии» это, например, жуткие, но почти неуловимые взгляды Джека Николсона.
«Бойцовский клуб»
Здесь слом четвертой стены происходит, поскольку главный герой и рассказчик (герой Эдварда Нортона) обращается напрямую к зрителю, чтобы рассказать ему о Тайлере Дердене. Эти множественные вставки настолько плавно встраиваются в фильм, что смотрятся крайне органично, обеспечивая более глубокое погружение в повествование.
«Энни Холл»
За грамотный слом четвертой стены можно даже «Оскар» получить — именно так произошло и с Вуди Алленом. Одним из главных моментов стало то, как персонаж Аллена, не выдерживая критики напыщенного академика, обращается к публике с жалобами. В этот момент зритель резко оказывается не по ту сторону экрана — он уже становится вовлечен в процесс.
«Амели»
Здесь разломы четвертой стены работают на то, чтобы помочь зрителям лучше понять героиню Одри Тоту. При этом в фильме есть рассказчик, но периодически сама актриса обращается к камере, делая смотрящего ее другом и даже сообщником. Отчасти именно поэтому Амели настолько очаровательна и мила.