5 фильмов, снятых женщинами, которые изменили Голливуд раз и навсегда
Первой женщиной, которая унесла домой «Оскар» за «Лучшую режиссуру», стала Кэтрин Бигелоу. Ее лента «Повелитель бури» в 2008 году выиграла в этой номинации у «Аватара» Джеймса Кэмерона, который по совместительству еще и бывший муж Кэтрин. К слову, за всю историю премии Кейт была лишь четвертой по счету женщиной, которая попала в эту номинацию. До нее вырвать заветную статуэтку у мужчин пытались Лина Вертмюллер с лентой «Семь красоток», Джейн Кэмпион с «Пианино» и София Коппола с «Трудностями перевода». И с тех пор прошло почти 8 лет, прежде чем в номинацию снова попала женщина. На это раз это была Грета Гервиг и ее «Леди Берд».
В мире супергеройских фильмов, которые уже давно и прочно обосновались в Голливуде как финансово успешные проекты, женщинам-режиссерам тоже долгое время не находилось места. Пока в 2017 году Патти Дженкинс не сняла Галь Гадот в «Чудо-женщине». И, к слову, по кассовым сборам фильм занял 10 место в мировом рейтинге.
Итак, Вертмюллер стала первой женщиной, номинированной на «Оскар» за «Лучшую режиссуру». И это история об итальянце по имене Паскуалино, который дезертирует из армии во время Второй мировой войны, а затем он попадает в концлагерь. И здесь, чтобы выжить ему нужно идти на немыслимые поступки, в том числе по приказу коменданта (она женщина) он выбирает шесть человек на расстрел. Среди них оказался и его друг.
Эта трогательная история любви получила «Золотую пальмовую ветвь» за лучший фильм и приз за лучшую женскую роль (Холли Хантер) Каннского кинофестиваля; три премии «Оскар» за лучшую женскую роль (Холли Хантер), лучшую женскую роль второго плана (Анна Пэкуин), лучший оригинальный сценарий. Плюс Джейн Кэмпион была номинирована за режиссерскую работу в той самой заветной номинации. В фильме рассказывается о юной Аде, которая приезжает в Новую Зеландию из Шотландии со своим новым мужем и пианино. Однако носильщиков не хватает, чтобы доставить инструмент девушки, и его оставляют на берегу. Ада приходит поиграть и встречает Бейнса, который выкупает инструмент и обещает девушке вернуть его за уроки игры. Так начинается их история любви.
Эта экзистенциональная мелодрама о двух американцах в Японии вышла на экраны в 2003 году и при бюджете в 4 миллиона долларов заработала 119. Фильм считается одним из идеальных образцов независимого американского кино, поэтому в номинации Копполы мы и не сомневались. Впрочем, «Оскара» она не получила, но в 2017 году ей досталась «Золотая пальмовая ветвь» за лучшую режиссуру фильма «Роковое искушение».
В 2017 году эта лента была представлена сразу в пяти оскаровских категориях — «Лучший фильм», «Лучший режиссёр» (Грета Гервиг), «Лучшая женская роль» (Сирша Ронан), «Лучшая женская роль второго плана» (Лори Меткалф) и «Лучший оригинальный сценарий» (Грета Гервиг). К слову, это первый фильм Греты, который она сняла самостоятельно. Сценарию к нему тоже написала она, и у Гервиг на это ушло почти три годоа. В результате около 350 страниц под рабочим названием «Матери и дочери». Грета называет ленту во многом автобиографичном, однако всегда подчеркивает, что ни одно из событий, упомянутых в фильме, с ней самой не происходило. Тем не менее сам фильм снят как воспоминание. Для этого Грета тщательно готовила свою команду — раздала им свои школьные фотоальбомы и устроила подробную экскурсию по родному городу.
Напомним, что супергеройские фильмы — это настоящая золотая жила, именно на них разбогатели Крис Эванс, Скарлетт Йоханссон и Роберт Дауни-младший, однако до «Чудо-женщины» ни один из них не был целиком и полностью посвящен женщине. Более того, снимала ленту тоже женщина. И этой лентой она показала, что и женщины могут делать высокоприбыльное кино.