5 удивительных фактов о «Девушке с жемчужной сережкой» Яна Вермеера
«Девушка с жемчужной сережкой» — это трони
Трони — жанровая разновидность графического или живописного портрета, которая была распространена в Голландии XVII века. Основное отличие от обычных портретов — анонимность, необычное выражение лица или костюм. Так как натурщица для «Девушки с жемчужной сережкой» осталась неизвестной, эксперты сошлись во мнении, что это далеко не обычный портрет. Историки искусства описали девушку как «видение, исходящее из темноты, которое не предлежит ни к какому конкретному времени или месту».
Серьга может иметь религиозный подтекст
Героиня полотна осталась неизвестной, но некоторые историки предполагают, что сама картина может быть «портретом целомудрия». Эксперты установили связь между полотном и учением епископа начала XVII века святого Франциска Сальского, а он писал: «И сейчас, и в прошлом у женщин было принято вешать жемчуг в уши; как заметил Плиний, они получали удовольствие от ощущения качающихся жемчужин, касающихся их. Но я знаю, что друг Бога, Исаак, послал серьги целомудренной Ревекке как первый знак своей любви. Это наводит меня на мысль, что эта драгоценность имеет духовное значение, а именно, что первая часть тела, которую хочет мужчина, и которую женщина должна преданно защищать, — это ухо; никакое слово или звук не должны проникать в него, кроме сладкого звука целомудренных слов, которые являются восточными жемчужинами Евангелия».
Жемчужина может быть ненастоящей
Вопросы о жемчужине эксперты начали задавать в середине 2010-х. Тогда профессор теоретической астрономии написал о том, что настоящая жемчужина отражала бы свет иначе. Другие специалисты начали вторить и говорили о том, что размер минерала не соответствует норме — подобные были только у самых богатых представителей аристократии. Так эксперты пришли к выводу, что, скорее всего, сережка сделана из стекла, покрытого лаком.
Картина изменила цвет фона
Во время реставрации картины были обнаружены различные следы индиго и верблюжьей глазури. Такие материалы использовались для того, чтобы темный подмалевок блестел. Но со временем глазурь начала разрушаться, из-за чего изменился и цвет полотна. К слову, есть еще один интересный факт о краске — ультрамариновый оттенок, который использовался для тюрбана, был невероятно дорогим, поскольку делался из измельченного лазурита.
Вермеер использовал множество зеркал
Историки утверждают, что Вермеер расставил зеркала по всей комнате, где он писал свою картину. Это было сделано для того, чтобы направлять и анализировать движение рук во время работы. С помощью этого приема художнику удалось добиться приблизительно того же ощущения, которое дарит Мона Лиза, смотрящая как бы сквозь зрителя. Отчасти именно из-за этого «Девушку с жемчужной сережкой» называют новой Мона Лизой.