5 загадок в одной картине: символы в «Портрете четы Арнольфини» Яна ван Эйка
«Портрет четы Арнольфини» — картина Яна ван Эйка, которая была создана 1434 году и через четыреста лет попала в Лондонскую национальную галерею. Эта работа считается первым парным портретом в европейской живописи. Считается, что на нем изображены купец Джованни ди Николао Арнольфини и его супруга. Однако гипотезы о том, что именно пытался передать Ян ван Эйк и кто был реальным прототипом, не заканчиваются по сей день.
Зеркало
Обратите внимание на ось симметрии картины, где расположено зеркало, висящее на дальней стене комнаты. Его раму украшают десять медальонов с изображением Страстей Христовых. Здесь мы хотели бы отметить два момента. Во-первых — просто потрясающая детализация. Нарисовать подобное в то время можно было с помощью волосинки из кисточки. Чтобы вы понимали, реальный размер портрета — 81,8 см в высоту и 59,7 в ширину. Во-вторых, символично, что со стороны жениха изображены эпизоды Страстей до смерти Христа, а со стороны женщины — после. Из этого многие исследователи сделали вывод, что в действительности невеста уже была мертва на момент работы художника над картиной.
Также обратите внимание на то, что в зеркале, помимо жениха и невесты, изображены фигуры еще двоих людей. И, судя по их расположению, одним из них был сам ван Эйк.
Люстра
Металлическая люстра, типичная для Фландрии того времени, расположена над головами жениха и невесты. В глаза сразу бросается то, что в люстре горит только одна свеча — и та расположена над головой жениха. Отчасти это подтверждает теорию о том, что невеста к моменту завершения картины уже была мертва. Но еще одна гипотеза говорит о том, что этот элемент символизирует обычный брачный процесс в средневековье, когда одна горящая свеча неслась перед будущими супругами.
Собака
Четвероногие друзья человека во все времена славились своей исключительной верностью и преданностью, так что собака, вероятно, появилась на картине, чтобы символизировать эти важные для брака черты. Но также собака может быть символом благоустроенности семьи — далеко не каждая пара в то время могла позволить себе питомца.
Обувь
Менее заметная деталь — Арнольфини изображены без обуви. Это должно было подчеркнуть святость момента. «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» («Исход», 3:5). Так что неудивительно, что невеста и жених, совершая обряд бракосочетания (или помолвки), хотели подчеркнуть, что даже обычный пол стал для них «святой землей».
Спинка кровати
Деревянная фигура святой Маргариты и метелка (не доказано), могут быть свидетельством того, что невеста была беременна — от этого картина мгновенно начинает казаться в разы трагичнее, если верить в то, что она действительно скончалась. Но, с другой стороны, это может быть и фигурка святой Марфы — покровительницы домохозяек.
Да и метелка может оказаться розгами, чтобы составить своеобразный каламбур — virga (розга\прут) и virgo (дева). Таким образом, возможно, автор картины хотел подчеркнуть мотив девственной чистоты.