«Авторские фильмы могут стать нишевыми»: мировые режиссеры обсуждают влияние искусственного интеллекта на кинематограф
BiFan — пучхонский международный фестиваль фантастического кино. Он постепенно становится все более авторитетным, благодаря ежегодно улучшающейся программе. К тому же организаторы этого мероприятия ежегодно привлекают видных деятелей культуры ради обмена опытом. В этот раз основной темой обсуждения стал искусственный интеллект и его влияние на кинематограф. А внутри самого фестиваля состоялся целый конкурс на лучший короткометражный фильм, созданный ИИ.
Тема вполне понятная — нейросети постепенно становятся частью нашей повседневной жизни, они есть уже практически во всех приложениях. Но одним из самых важных аспектов специалисты до сих пор считают контент, создаваемый ИИ. Все мы уже видели потрясающие работы, на которые способен Midjourney. Да и Sora, разработанная OpenAI, но пока недоступная для использования, судя по всему, будет создавать крайне реалистичный видеоконтент. И если раньше интернет-пользователи подшучивали над проектами с нейросетями, то сейчас уже не до шуток — его месяц от месяца сложнее отличить от реального.
Естественно, на этом фоне растет беспокойство кинобоссов, ведь кажется, что ИИ, создающий полнометражные фильмы, — теперь лишь вопрос времени. И короткометражные картины, представленные на корейском кинофестивале, это только доказывают. Более того, режиссеры из Японии привезли на фестиваль полнометражный мультфильм «Кто сказал, что смерть прекрасна?» — он тоже был создан при помощи искусственного интеллекта.
На 48-часовом семинаре кинодеятели со всего мира делились своим мнением об ИИ. Пока некоторые из них относятся к нейросетям как к интересной возможности, другие опасаются по вполне логичным причинам. Они объясняют, что ИИ может полностью перевернуть всю индустрию, уменьшив количество рабочих мест, создав множество проблем с авторскими правами и делая при этом некачественный контент.
Свою позицию высказал директор фестиваля BiFan Шин Чул: «Кинопроизводство сможет перестать быть битвой за деньги и наконец вернется к нам в качестве творческого испытания». Судя по всему, он настроен крайне оптимистично и уверен в том, что нейросети лишь зеркало тех, кто их использует.
Выступил и другой докладчик Стен Кристиан Салувер — он является частью Cannes Next и довольно тесно работает с организаторами Каннского кинофестиваля. В своей речи он сделал акцент на довольно важной проблеме — запутанности развития ИИ. Контента, который производится с помощью нейросетей, становится все больше. Но происходит это в самый неудачный для кинематографа момент. И действительно, индустрия все еще не пришла в себя после того удара, который нанесла пандемия коронавируса. Из-за продолжительного застоя многие студии тогда остались без средств к существованию, и это отразилось и на людях, и на контенте, который эти люди создают.
С одной стороны, ИИ действительно может автоматизировать часть работы и сделать производство кино более дешевым процессом. С другой стороны, риск создания некачественного контента, нарушения авторских прав и других деталей достаточно много. В целом Стен сравнил нейросети с мороженым — оно действительно вкусное и сладкое, но при определенных условиях оно течет, и это приносит огромное количество проблем.
В течение следующих десяти лет, как считает Салувер, произойдут огромные перемены. «Авторское кино все еще будет существовать, но оно может быть локальным и нишевым. Как опера», — уверен он.
В целом, рассуждения об искусственном интеллекте крайне сильно зависят от каждой отдельно взятой страны. Южная Корея славится тем, что создает просто невероятное количество контента, опираясь на мнение зрителей. Например, у многих дорам есть несколько вариантов развития событий — конкретную сюжетную ветку выбирают поклонники шоу. Это довольно сильно сказывается на рабочем процессе. Поговаривают, что в период съемок актеры спят по 3-4 часа в день. Если бы ИИ мог заранее прогнозировать результаты подобных голосований, то производство контента ускорилось бы. К тому же ИИ может отвечать за экранизации самых популярных новелл и создание сценариев для них. Как мы обсуждали в более раннем материале вместе с писателями, нейросети неплохо помогают в механических процессах, но не способны стать автором большой и глубокой идеи.
С другой стороны, европейцы куда чаще снимают авторское кино и довольно старательно выбирают темы для своих картин. Мы искренне сомневаемся в том, что в ближайшие несколько лет ИИ сможет догнать или превзойти таких гениев, как Федерико Феллини, Стэнли Кубрик или Дэвид Линч.
А еще отдельного внимания до сих пор заслуживает тема заимствования образов и голосов реально существующих людей. И с ней придется разбираться уже очень скоро, судя по скандалу со Скарлетт Йоханссон. Напомним, что OpenAI пытались получить разрешение использовать ее голос, а когда актриса отказалась, то внедрили в нейромодель тембр, который был «устрашающе похож» на ее собственный.