Booklook: необычное повествование и невероятный финал «Незнакомца в спасательной шлюпке»
Причта — сложный жанр, в котором сложно сказать новое слово. К тому же, поскольку сейчас у каждого отдельно взятого человека есть собственные моральные ориентиры, он не так уж популярен сам по себе. Но, когда за дело берется Митч Элбом, кажется, что нет ничего невозможного — не зря же он продал свыше 40 млн книг по всему миру. «Незнакомец в спасательной шлюпке» был опубликован за рубежом в 2021 году и моментально стал бестселлером №1, по версии New York Times. Так что мой интерес к книге не слишком удивителен. В апреле 2024-го издательство «Бомбора», наконец, завершило перевод оригинала и выпустило бумажную версию. Я ее, естественно, прочла залпом — сочетание красивого и понятного слога с сюжетом, который держит в напряжении, творит чудеса.
Интересно, что повествование ведется с двух сторон. Сперва мы видим события от лица главного героя, а после — детектива. Главный герой вместе с девятью людьми оказывается в шлюпке после крушения яхты. Группа спасшихся находится в ловушке посреди океана, и с каждым днем им все сложнее верить в то, что помощь действительно придет. С другой стороны, детектив находит записи главного героя и тщательно изучает их.
Поскольку книга достаточно новая, я совершенно не хочу случайно вбросить какой-нибудь спойлер. Но заранее скажу, что тема веры (не религии) всегда была мне близка и интересна. Находить ее отголоски у Чехова, Достоевского, Толстого и других великих писателей — легко. Но здесь она стоит практически во главе угла. И, что самое интересное, здесь она представлена в крайне современном контексте.
У каждого, из перечисленных мной писателей, была своеобразная вера. Лев Николаевич, как известно, был истово верующим и довольно религиозным человеком. Он проповедовал то, что ближе всего к православию — со всеми его деталями и аспектами. С другой стороны, у Федора Михайловича Достоевского вера была уже куда более простой и прямолинейной. Она допускала то, что люди порой могут преступать евангельские заповеди, но это не значит, что они обречены.
У Митча Элбома есть собственная вера — и именно поэтому Бог в его книге появляется как довольно обыкновенный персонаж. Писать на такую сложную тему без перегибов, на самом деле, довольно сложно. И именно это умение делает книгу приятной для чтения даже в том случае, если вам не близка тема веры.
Срифмовать между собой остросюжетный детектив и глубокую историю куда сложнее, чем кажется. К тому же современные читатели отличаются куда меньшим вниманием, чем прошлые поколения. Удержать их взгляд на повествовании достаточно трудно, но и здесь Митч Элбом преуспевает.
Так что даже если вам не слишком интересны глубокие, духовные и высокоморальные истории, вы все же сможете провести несколько приятных вечеров в компании этой книги, когда будете вместе с детективом гадать о том, что же на самом деле произошло на корабле и по чьей вине он пошел ко дну.