Как личная жизнь Поля Гогена превратилась в сплошной скандал
Поль Гоген — это тот человек, который всегда с легкостью как сходился, так и расставался со своими возлюбленными. Но особенный след в его биографии и творчестве оставили только две абсолютно разные женщины: грубоватая супруга-датчанка и тихая таитянка. Проведя 12 лет с первой, он бросил все и отправился в тропики, где и нашел свою вторую музу.
Хрупкое счастье
Гоген встретил юную Метте Софи Гад, гувернантку в семье премьер-министра Дании, в Париже в 1872 году. Тогда он работал в финансовой сфере. Молодые люди полюбили друг друга, и уже через год, в январе, они обручились, а затем и поженились. Совсем скоро у пары родился первенец, и казалось, что все идет хорошо: у Поля имелась высокооплачиваемая работа в банке, жалования хватало на все нужды. Деньги оставались даже на основное хобби Гогена — живопись: он любил коллекционировать чужие картины, а позднее и сам взялся за кисть.
Со стороны казалось, что у Гогена образцовая семья. Пять замечательных детей, финансовая стабильность и бурная светская жизнь — что нужно еще для счастья? Но художника не устраивало, что искусство было не на первом месте в этом списке — ему хотелось постоянно творить и выставлять свои произведения. Однако Гоген выбрал для этого неудачное время, ведь в ту пору во Франции случился экономический кризис. Бросив работу, приносившую стабильный доход, он полностью посвятил себя искусству. Это решение привело к тому, что семья Гогена оказалась на грани нищеты. Переезд в Руан стал вынужденной мерой, направленной на снижение расходов.
Такие радикальные перемены не устроили мать семейства — она беспокоилась о своей судьбе и о судьбе детей, которые вынуждены были страдать в нищете. Но Гоген не собирался облегчать их долю и устраиваться хоть на какую-то работу. Метте протестовала, устраивала скандалы, а потом решила вместе с детьми уехать от супруга, больного своей мечтой, к своей родне в Копенгаген. Там она начала работать учительницей французского языка. И вскоре ей даже удалось убедить Гогена воссоединиться с семьей. Но в Копенгагене ему решительно не нравилось. В 1885 году Метте и Поль разошлись, после чего он вернулся в Париж.
Несмотря на разрыв, бывшие супруги еще несколько лет будут продолжать переписку. Гоген делился с экс-женой своими мыслями и успехами, жаловался на неудачи. Но даже в письмах не обходилось без обвинений. Так, в 1856 году Поль заявил, что Метте — больше мать, чем супруга.
Подготовка к переезду
Любовь к ярким краскам и южным красавицам, судя по всему, была в крови у Поля. Его отец любил путешествовать, а мать была родом из Перу. Они даже осели в этой стране на некоторое время, бежав из Франции в 1850 году после полного разорения.
До 7 лет Поль видел за окном буйные тропические пейзажи, которые будоражили его воображение всю последующую жизнь. Но счастье продлилось недолго: в 1855 году семье пришлось уехать обратно во Францию — в основном из-за гражданских конфликтов в Перу.
Все это повлияло на характер и предпочтения Поля. Ему нравилось путешествовать, как и его отцу. Так, он побывал в Чили и Бразилии, нанявшись на судно матросом. В 1891-м Поль загорелся идеей переехать на Таити, он считал это спасением от всех бед. И в этом же году Гоген организовал выставку своих картин, на продаже которых он заработал более 10 тысяч франков. Конечно, его бывшая жена и дети не получили ни сантима из этих денег. Вместо этого он закатил масштабную прощальную вечеринку перед своим отъездом.
Интересно, что до отъезда Гоген написал письмо бывшей супруге: «Моя дорогая Метте, знаю, насколько тяжелы для тебя эти дни, но зато будущее обеспечено, я был бы счастлив, много более счастлив, если бы ты могла разделить его со мной. А когда мы оба поседеем, и страсть будет уже не для нас, мы вступим в полосу покоя и духовного счастья, окруженные нашими детьми, нашей плотью от плоти. Уверяю, через три года я выиграю битву, и это позволит нам с тобой жить, не зная лишений. Ты будешь отдыхать, а я работать. И, может быть, когда-нибудь ты поймешь, какого человека дала в отцы своим детям. Прощай, дорогая Метте, прощайте, дорогие дети, не поминайте лихом. Когда я вернусь, мы поженимся снова. А пока — прими обручальный поцелуй».
Но Поль своего слова не сдержал: Гоген никогда больше не видел жену и детей. В Париже художник оставил свою музу Жюльетту Юэ, которая была беременна от него. Это нисколько не волновало Гогена.
Ожившая мечта и разочарования
Спустя 2 месяца Гоген наконец ступил на землю своей мечты и отправился постигать настоящую культуру Таити. Художник снял домик на побережье и с вдохновением принялся за написание портретов местных женщин. И вскоре Гоген встретил Теха'аману, 13-летнюю девочку, неиспорченную цивилизацией. Ноа Ноа (так Поль называл ее в своей книге) стала новой музой художника, она появилась на многих картинах того периода. Гогена привлекли в Техуре ее скромность и послушность. Кроме того, по словам друзей, она удовлетворяла его крайне необычные сексуальные желания. Но больше всего Гогену в Техуре нравилось то, что она была человеком совсем другой культуры: ее мысли и чувства было постичь европейцу.
Браки с туземками — привычное дело для приезжих иностранцев. Такие отношения по сути не имели никакой законной силы, а потому могли быть запросто расторгнуты. Да и сами таитянки воспринимали союзы с иноземцами как явление временное. Кроме того, отношения с Техурой были выгодны Гогену: она и ее родственники обеспечивали его едой абсолютно бесплатно. Однако художник все же любил свою смуглоликую музу: по-своему, но любил. По ночам он слушал местные легенды в ее исполнении, и они становились для Поля источником вдохновения.
Но в первый раз Гоген прожил на острове недолго: спустя какое-то время он вернулся в Париж, чтобы продать картины и выручить за них крупную сумму, достаточную для переезда. В 1895 году Гоген оставил Техуру с их общим ребенком, не дав ей никаких объяснений, и уехал.После возвращения он понял, что не может вернуть свою музу: она отказалась иметь с ним дело. К тому моменту его тело было покрыто множеством язв, вызванных сифилисом. Тогда художник закрутил романы еще с тремя таитянками. Всеми забытый и нищий, он умер в 1903 году из-за множества болезней.
Техура после расставания с Гогеном вышла замуж за местного парня, супруги были счастливы в браке и стали родителями троих детей. Возлюбленная художника умерла в 1918 году: тогда бушевала эпидемия испанского гриппа. Спустя два года скончалась и Метте Софи Гад — ей было 70 лет, и она пережила как Гогена, так и двух своих детей.