Читаем с Grazia: чем может быть опасно постоянное стремление к идеалу
В психологии существует термин «физис».
Физис — это некая сила развития в природе, побуждающая организм развиваться в высшие формы. Гусеницы превращаются в бабочек, почки — в соцветья, а зародыши — во взрослые организмы. Именно физис вызывает у больных стремление к выздоровлению, а у здоровых — к достижению идеалов. Возможно, это лишь один из аспектов направленного внутрь энергетического либидо, но, может быть, это особая сила, первичная по отношению к самому либидо.
Когда речь заходит о вечном и грандиозном противостоянии «добра и зла», а наш собственный продакшн выпускает в прокат очередную серию неутихающей битвы «Идеального Я» и «Реального Я», то победа первого всегда происходит с потерей второго. Таким образом, будучи сжатой в тисках идеализации, прикрученной к нам стальными болтами негативных сценариев, сущность полностью утрачивает самоидентичность. С этого момента мы — не мы, а некто, кого желательно видеть на нашем месте.
Но если понаблюдать за живой природой, можно увидеть, что все в ней устроено так, чтобы противостоять негативным внешним факторам. Деревья стараются не сломаться под натиском ветра, выброшенный на берег кит будет двигаться к морю, а муравьи скроются в катакомбах муравейника, едва по лесу разнесется запах дыма.
Природа человека ничем не отличается от флоры и фауны. Наш физис бытия, наша жизненная энергия направлена не на то, чтобы прогибаться под изменчивый мир, она превалирует над обстоятельствами, она справляется, она может.
Истинное ядро человеческой сути, его самость, лежащая вне любого сценария, явились на свет для одного — стремиться к росту, к самореализации, к демонстрации и трансляции себя в этот мир. И это не про «собирать лайки», как волк — яйца, а про «Я есть, и быть мною хорошо. И мне можно, прислушавшись к себе, нести свое в мир и находить в нем место. Право имею. Могу себе позволить».
Пока человек раздроблен и отрицает определенные черты своей личности, пока он сомневается в себе, он не способен реализовывать природные возможности и явить миру свой потенциал. Весь его ресурс будет уходить на то, чтобы ненавидеть того, «иного» себя, отвергать различные части собственного нутра и украшать видимый, публичный фасад жизни пудрой идеальности, вечерами пряча от стыда и куда подальше все то, что человек окрестил «непрезентабельным».
В этом случае его энергия расходуется на иллюзии, потому что в голове уже заработало воображение, которое постепенно и бессознательно прописывает идеальный образ. Запускается система саморазрушения, и ведущий внутреннюю войну человек переходит из режима созидания в режим «казаться, а не быть». Ибо ни на что иное сил у него не остается.
Зато в своем «казаться» такой человек может быть кем угодно. Ведь себя он давно перестал оценивать объективно, себе он не нравится, себе не любим, вот и может строить пустынные миражи до небес, где он — герой, гений, миллиардер и ловелас. Он может быть святым или самым отъявленным грешником, может покорить космос и опуститься на дно Мирового океана, может открыть лекарство от рака и выиграть в лотерею джек‑пот, но ключевое тут — в воображении.
Наш личный «воображариум» в полной мере включается тогда, когда мы реальные себе ненавистны.
Я не могу и не хочу быть собой, я не способен себя реализовать, потому что это право мне кастрировали негативным жизненным сценарием, поэтому я устрою скандал между собой настоящим и тем мифическим, как единорог, идеальным представлением о себе
Все. Точка. «Иллюзорное Я» выходит на сцену, «Реальное Я» ускользает в шкаф, в подпол, в Тень. Но если снова присмотреться к матушке‑природе, то нетрудно осознать, что золотую рыбку вряд ли будет мучить вопрос «А достаточно ли я золотая по меркам "правильного бюргерского общества"?». Ей не придет в голову мучить себя вопросом, может ли она плескаться в своём озере и достойна ли в принципе быть рыбкой или она — «тварь дрожащая», чего не скажешь о нас, о людях, существах сомневающихся и планирующих, какими надо быть, чтобы право иметь.
Когда мы раздроблены, когда отрицаем свою теневую сторону, то на пьедестал воздвигается образ «Идеального Я», и эта идеализация становится мерилом. Впрочем, в момент падения розовых очков и несовпадения замеров (а не совпадают они часто), человек снова и снова испытывает еще более глубокое разочарование и еще более сильную неприязнь к себе. А за ними приходит гнев.
Эмоциональный коктейль можно сравнить с хорошим врачом, который решил написать доклад по своей тематике, но вдруг осознал, что его слова не проливаются на лист витиеватостью фраз и изысканностью формулировок, и теперь «кошмарит» себя за это. Но хороший врач не равно хороший литератор, а написание статьи требует собрать мысли воедино, набросать план изложения и действовать шаг за шагом.
Многие реакции пациентов в моем кабинете — это порождение чувств по рецепту коктейля, изложенного выше, и ни разу не «ЛонгАйленда». После этапа признания «У меня есть проблема, я отрицаю, отвергаю, хороню в себе то и это» всегда приходит следующий: «Почему я не могу избавиться от проблемы так быстро, как мне того хочется, уж коль она обнаружена?!» Осознавая неспособность найти в себе силы разделаться с внутренними, глубинными противоречиями «здесь, сейчас, немедля», клиенты испытывают стыд (в том числе и перед своим психологом), мол, мне так неловко, что я слаб, а сразу за стыдом их накрывает яростью — «это все из‑за вас», — которая, несмотря на адресата, направлена все равно внутрь них самих.
Однако любая форма внутренней злости на себя — отвратительное подспорье в формировании целостного себя. Увидеть проблему на сеансе у психолога не приравнивается к ее решению. Испытывая злость в адрес своего специалиста, который выступает про‑ водником во внутренний мир человека, пациенты, по сути своей, злятся на невозможность заставить проблемы исчезнуть прямо здесь и прямо сейчас. Но тут как с лишними килограммами: их набирали не один день, и не существует никакой волшебной палочки, по взмаху которой ваша депрессия растворится, низкая самооценка подскочит вверх, а заложенный с детства сценарий неудач будет переписан.
Скажу еще проще: ничего никуда не исчезнет, но с любым, даже самым грустным опытом можно жить, и жить хорошо, а уж с этим вы справитесь, можете себе позволить. Ошибка выжившего — считать, что если тебе все легко и быстро давалось в иных «дисциплинах», то с психотерапией, или со спортом, или с новым проектом будет так же просто.
Понимаете, у меня сейчас нет времени, мне надо быть сильным, стойким, волевым/женственной, всепрощающей, достигающей, поэтому, пожалуйста, давайте быстренько решим мою проблему, окей?
Скажите, что мне делать, чтобы я не чувствовал то, что я чувствую? Нужен точный список, готов записывать.
Я не буду плакать на приеме, потому что слезы — это проявление слабости, а я пришел напитаться силами, расскажите, как мне избавиться от моих «неправильных» эмоций.
И это лишь небольшой перечень требований к себе в терапии, с которыми я сталкиваюсь у клиентов. Ключевое в них: «Мне надо быть сильнее своих "пороков" и травм, с ними я чувствую себя "испорченным"».
Обнаружив неприятное или то, что залежалось в Тени, клиенты злятся на себя. Винегрет из стыда, злости и разочарования, что человек — «Не идеальное Я», снова и снова бьет по самоидентификации и самооценке. Включается аварийное «дайте волшебную пилюлю», срабатывает пренебрежительное «я умнее, поэтому пройду психотерапию быстрее прочих», и фокус опять смещается не на реальные перемены, а на тотальное совершенствование — «у меня не должно быть сложностей, потому что я должен быть идеальным». А идеальность и отсутствие любых проблем — это чрезвычайно жесткое требование к себе. Я бы даже сказала, тотальное насилие над собой.