Читаем с Grazia: как найти свой талант людям с ментальными особенностями и не только

Сегодня в нашей постоянной рубрике отрывок из книги «Нейроотличные: Как жить, используя сильные стороны ваших ментальных особенностей», которую издала «Альпина Паблишер».
«Нейроотличные: Как жить, используя сильные стороны ваших ментальных особенностей»
«Нейроотличные: Как жить, используя сильные стороны ваших ментальных особенностей»
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эта книга станет для вас путеводителем в поисках ваших талантов, но для начала немного отвлечемся. Не будем спрашивать в лоб, в чем ваш талант, а зайдем с другой стороны: в чем проявляется ваше отличие? Отталкиваясь от ответа, начнем искать, в чем же вы хороши.

Многим проще начать со слабостей, чем с того, что у них получается хорошо. Среднестатистический бельгиец вроде меня слишком скромен, чтобы признаться, в чем он силен. Обычно, когда его об этом спрашивают, он начинает заикаться или заявляет: «Самому себя неудобно хвалить, спросите у кого‑нибудь другого». В 2020 году компания Randstad опубликовала нагляднейший пример в виде серии видеороликов. У нескольких сотрудников спросили, каковы их сильные стороны. На удивление, никто не смог ответить. Более того, все оказались выбиты из колеи — чуть ли не до нервной одышки. В итоге им пришлось просить о помощи коллег — и только услышав о своих сильных сторонах от постороннего человека, они в какой‑то мере их принимали. Очень по-бельгийски. Да и по-человечески вообще.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Может показаться очевидным, что обнаружить и осознать свои таланты очень важно. Вы наверняка так и думаете, ведь если знать о своих талантах, то можно целенаправленно ими пользоваться. Будет легче найти занятие, которое вас увлекает, доставляет радость и — в удачном случае — приносит доход.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Видимо, не так уж и очевидно, раз мы так редко думаем на эту тему. К примеру, идея о том, что каждый индивид обладает уникальными способностями, до сих пор не получила достаточного признания в системе общего образования. Упор по-прежнему делается на единую программу для всех. А ведь принцип индивидуализации обучения был понятен еще римлянам.

Надеюсь, вы простите мне мою любовь к античности — такова специфика моего РАС, но о нем чуть позже. Хочу рассказать вам про одного римлянина по имени Квинтилиан. В I веке этот знаменитый оратор много внимания уделял раскрытию талантов каждого человека. Его тезисы на удивление актуальны и сейчас. Он рассуждал о нейротипичных учениках, то есть о людях с нормальной психикой, но его суждения с тем же успехом применимы и к людям с нейроразнообразием.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во второй книге своих «Риторических наставлений» Квинтилиан задается вопросом, стоит ли обучать каждого в соответствии с его талантами. Ответ звучит довольно прозорливо. Он начинается с красивой метафоры: «Искусный учитель телесных упражнений, между великим множеством учеников своих, испытывает всячески и тело их и склонности, а посему и определяет каждому

особенный род подвига»*. То же самое касается и умственного развития. Преподаватель должен уметь выявлять таланты и способности каждого ученика, а затем их развивать. Вот как он это понимает: «наставник прилежно наблюдает [...] и так приноравливается к каждому, чтоб в своем роде подвинуть его далее, ибо природа бывает сильнее при нашей помощи».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По словам Квинтилиана, выбирать направление нужно на основе своего таланта. Если следовать этой линии, скажете вы, то и работу нужно выбирать, отталкиваясь от своего таланта. «Рассматривать свойство умов необходимо нужно, и выбор упражнений никто также не отвергает. Ибо иной более способен к истории, другой имеет больше дара к стихотворству, третий скорее поймет правоведение, а может быть, сыщутся и такие, коих лучше и не учить». Замените римские профессии, например, на программиста, юриста, лаборанта, сварщика или директора по маркетингу — и проницательное изречение Квинтилиана покажется на удивление актуальным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Далее Квинтилиан рекомендует развивать только то, что вам удается. По его мнению, нет смысла исправлять то, что плохо получается. Римляне уже знали и этот принцип: концентрируйся на положительных сторонах, а не на отрицательных.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как обнаружить в себе талант? Это не так просто, как может показаться. Только в музыке или спорте талант и природные способности сразу бросаются в глаза. И то, как правило, потому, что за вас их разглядел кто‑то другой. Большинство из нас в итоге оказываются в других профессиях, где талант проявляется не сразу. Возможно, у вас имеются способности к зыкам или математике, но слово «способности» звучит уже не так лестно, как «талант», к тому же у него очень широкий смысл.

Мы хотим помочь вам выяснить, в чем выражается ваш талант, а для этого нужно изучить ваши особенности. В чем вы якобы очень плохи? За что вам всегда делают замечания? Чего вы стесняетесь? Мы научим вас выявлять такие черты, принимать их и помогать находить связанные с ними явные или скрытые положительные стороны. Когда бывшая коллега узнала, что я работаю над этой книгой, она призналась, что ее всю жизнь мучили сомнения, поскольку на работе ей постоянно говорили, что она хоть и умная, но странная. Теперь она знает, что у нее отчетливо выражены симптомы расстройства аутистического спектра, и ей легче принять свою странность, она может считать себя особенной и даже талантливой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Говорят, что величайшие люди в истории обязаны своим успехом наличию отклонений. Конечно, к такому утверждению следует относиться с долей сомнения, поскольку реальные диагнозы начали ставить только в последние несколько десятилетий. Взять, к примеру, Альберта Эйнштейна, которого многие считают величайшим ученым всех времен. Сейчас у него диагностировали почти все психоневрологические расстройства. Если доверять свидетельствам очевидцев, можно с определенной долей уверенности утверждать, что у него могла быть некая форма РАС, из-за которой он смотрел на вещи под иным углом. Под углом, который сделал его настоящим революционером науки. Или вспомним Ричарда Брэнсона, основателя Virgin Group, который страдает выраженной дислексией — и тем не менее в 16 лет основал успешный студенческий журнал. Уже тогда он обнаружил, что ему отлично удается мотивировать людей (в конкретном случае — студентов, которые хорошо писали и разбирались в маркетинге). Брэнсон придумывал идею, находил людей, которые могли бы воплотить ее в жизнь лучше, чем он сам, и продавал ее. Так он стал мультимиллиардером.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Значит, особенности — это даже выгодно? Как мы уже писали, не все так радужно. Конечно, зачастую быть непохожим очень непросто. Но в этой книге мы хотим бросить вам позитивный вызов. Потому что быть нормальным, но с особенностями из спектра РАС, может быть, даже лучше, чем просто нормальным.

Кстати, а что вообще значит «быть нормальным»? Для мужчин нормальным считается размер обуви — 42. Но это не тот случай, когда «один размер подходит всем». Моя гипотеза состоит в том, что многие люди находятся вовсе не в пределах нормы. Не только по размеру обуви, но и по мыслям.

Вернемся к теме: эксперты называют аутизм «спектральным расстройством». Это означает, как мы отметили в предыдущей главе, что любой может оказаться в той или иной точке спектра. Вы вольны узнать, в какой именно и как это поможет выявить ваши сильные стороны. То же самое относится и к другим расстройствам психики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У СДВГ своя градация. Для диагностики этого отклонения пока даже не существует четкой методики — его определяют на основании наблюдений, с привлечением консилиума врачей. Поэтому вы можете обнаружить у себя лишь некоторые из его признаков. Возможно, этого хватит для того, чтобы обнаружить в себе скрытые таланты и раз и навсегда понять, какая работа способствует вашему росту, какие отношения вам подходят и какую еще пользу вам может принести ваша особенность. То же самое касается дислексии и ОКР.

Итак, пока вы читаете эту книгу, спрашивайте себя, насколько далеко вы находитесь в спектре, по отношению к середине? Если не можете дать уверенный ответ, спросите родных, друзей или коллег. Возможно, они всегда знали, что в вас есть что‑то особенное. Или присмотритесь к своим детям: ряд нейроотличных состояний передается по наследству. Возможно, они унаследовали от вас не только цвет глаз или форму носа, но и некоторые невидимые особенности, о которых мы рассказываем в этой книге. У меня момент озарения наступил, когда моему сыну в шесть лет официально поставили диагноз — и аутизм, и СДВГ. В мое время таких тестов не было, и это событие неожиданно внесло ясность в мою жизнь. Сначала мне было мучительно трудно принять эту свою особенность, но вскоре я стал воспринимать это открытие как дар. Оно указало ориентир и направило мое развитие в нужное русло.