Читаем с Grazia: почему вам кажется, что вы делаете недостаточно
Великая притворщица
Наша героиня научилась хорошо работать. Несмотря на дискомфорт, она преодолевает следующее препятствие: новую ученую степень, более престижную должность, переезд, очередного любовника, еще одного ребенка. Она заполняет внутреннюю пустоту, теша свое эго героическими поступками и достижениями. Она влюбляется в почести, которые приносит победа. Достижение цели сопровождается сильным выбросом адреналина, и это маскирует застарелую боль от «недостаточности» усилий. Героиня почти не замечает разочарования: когда цель достигнута, она берется за следующую.
Эта навязчивая потребность оставаться занятой и продуктивной оберегает ее от растущего чувства утраты. Но что это за потеря? Несомненно, героиня достигла всего, к чему стремилась, но это дорого ей далось. Ее отношения с внутренним миром стали отчужденными.
Реакция героини на полную зависимость ее матери от мужа и детей в самореализации заставила ее почувствовать, что она должна быть более независимой и самодостаточной, чем любой мужчина, чтобы хоть чего-то достичь. Она не желает ни от кого зависеть. Она постоянно доводит себя до изнеможения. Она не умеет отказывать, старается всем угодить и игнорирует свою потребность в заботе и любви. Она неуправляема. Ее отношения с внутренним мужским началом стали искаженными и тираническими — он никогда не дает ей покоя. Она чувствует себя угнетенной, но не понимает, в чем причина ее бед.
Джойс — профессор английской литературы, ей за тридцать. Она построила очень успешную научную карьеру, преподавала в престижном университете на Восточном побережье. Она замужем за другим профессором колледжа, тихим, чутким человеком, с которым ее связывает глубокий интерес к искусству. Летом у них есть свободное время, но Джойс всегда измотана. Она хочет завести ребенка, но чувствует, что не справится с такой ответственностью. После череды снов о персоне, которую она называет Великой Притворщицей, Джойс начала понимать причину своего морального истощения.
Я часто задавалась вопросом, почему выгораю раньше других. Меня очень вдохновляет идея проводить конференции, преподавать курс или вести семинары, но кажется, что не хватает энергии. Почти сразу возникает внутреннее сопротивление. Наверное, это как-то связано с тем, что я Великая Притворщица.
Я всегда казалась намного старше своих лет. В детстве внимательно слушала отца, прекрасно понимала мать, заботилась о брате и сестрах. Я знала, как сказать правильные слова. Я была мудра не по годам. Я хорошо училась в школе, преподаватели любили меня.
Не помню, чтобы я играла в детстве. Я была слишком серьезной. Много читала. Мать всегда за что-то злилась на отца, а я пыталась тушить пожары. Он пропадал на работе, строил карьеру журналиста. Я старалась угодить, заботясь о своей матери и младших детях. Отец хотел, чтобы я стала сильной, и я вела себя соответственно. На самом деле я была зависимой, нуждалась в заботе и внимании, но делала то, чего отец от меня хотел.
Я взвалила на себя слишком много. Не училась быть героем, а только притворялась им. Теперь я ощущаю усталость, когда кто-то просит меня сделать то, чего я не хочу. Комиссии, конференции, статьи становятся тяжелым испытанием. В детстве у меня не было выбора, поэтому сейчас в безвыходных ситуациях я пытаюсь бороться. И прихожу в ярость, когда коллега-мужчина начинает рассказывать о том, какой огромный выбор был у него в детстве.
Джойс уже не живет с родителями, но ее внутренняя жизнь по-прежнему контролируется отцом. Он крепко держит в руках ее жизненную энергию. И предает ее. Он превратился во внутреннего мужчину, который продолжает отрицать ее потребности и желания и использует ее в своих целях. Джойс измучена тем, что ее потребности не удовлетворяются. Ей придется освободиться от разрушительного образа отца, прежде чем она избавится от роли Великой Притворщицы.
Женщина не смирится с предательством, пока не осознает, что все ее достижения основаны на попытке угодить внутреннему отцу. В своем желании соответствовать этому образу она установила отношения с внутренним мужчиной, который не всегда принимает ее интересы близко к сердцу. Он может быть критичным, настойчивым и игнорировать ее потребности и желания.
Юнг утверждает, что творческий процесс в женщине никогда не сможет осуществиться, если она будет бессознательно подражать мужчинам или отождествлять себя с низшим мужским началом. Юнг определил последнее как способность понимать цель и делать все необходимое для ее достижения. Если это начало останется неосознанным, оно убедит ее в том, что нет нужды исследовать свои скрытые мотивы, и подтолкнет к слепому следованию целям, что, конечно, освободит ее от трудной и скучной задачи раскрыть свою истинную точку зрения.
Миф о постоянной недостаточности
Когда мужское начало в бессознательном берет верх, женщина может ощущать, что ее действий и усилий всегда недостаточно. Она никогда не чувствует удовлетворения от выполнения задачи, ведь мужское начало толкает ее к новой. То, чем она занята сейчас, не имеет ценности; внутренний мужчина призывает ее думать о будущем. Она чувствует, будто на нее напали, и начинает оправдываться. «Ты прав, мне надо было сделать больше, этого недостаточно». Если я пишу, внутренний критик твердит, что мне нужно чаще принимать клиентов. Если я принимаю клиентов, он бубнит: «Займись книгой».
Есть простое упражнение, позволяющее заставить этого внутреннего тирана замолчать и обучить героиню искусству удовлетворения. Разделите лист бумаги на три колонки. В первой укажите, что вы сделали за сегодняшний день, — например, «я прополола грядку». Во второй напишите «я довольна», а в третьей — «и этого достаточно!». Выполняя упражнение в течение месяца, вы забудете слово «недостаточно».
Женщины чувствуют, что им чего-то не хватает, поскольку их времени и энергии требуют слишком много дел, особенно если у них есть маленькие дети. Время — дефицитный продукт, а у энергии есть пределы. Но большинство женщин не любят признавать, что их силы ограничены, и не умеют отказывать. Я рекомендую своим клиенткам носить в кармане карточки-подсказки, которые напомнят им о различных способах отказа. Также полезно держать их рядом с телефоном. «Спасибо, что предложили мне эту должность... но мне надо немного подумать». «Спасибо за приглашение... я не могу принять его прямо сейчас». «Спасибо, что подумали обо мне... но я вынуждена отказаться». Женщинам не нравится разочаровывать других, поэтому они часто соглашаются, не задумываясь о том, как это повлияет на их жизнь. В большинстве историй рассказывается о первой половине жизни героини, когда та формируется как личность и ищет свое место в мире. Для этого ей приходится выйти в мир, приобрести навыки и достичь совершенства. Это становится частью ее личности. Эта работа, выбранная сознательно, — часть процесса воспитания души, «в результате которого формируется личность, не только способная больше отдавать, но и меньше нуждающаяся в другом человеке». Это придает героине уверенность в своей способности выбирать и действовать, а заодно ощущение независимости.
Женщинам необходимо обрести самостоятельность, прежде чем они достигнут целостности. Обретение независимости часто предполагает отказ от старых представлений об успехе. Многие женщины пожертвовали слишком большой частью своей души во имя достижений. Награды порой соблазнительны, но в какой-то момент героиня просыпается и говорит «нет» подвигам эго. Уж больно высока цена.
Героиня может отказаться от образа суперженщины на работе или дома, когда достаточно любит свое женское начало, чтобы признать человеческие ограничения. Это может означать увольнение и отказ от власти и авторитета ради чувств. Или героиня решает, что ей не обязательно иметь самый чистый дом в округе, а дети и муж тоже могут выполнять домашние обязанности.
Обретение внутреннего успеха требует отказа от ложных представлений о подвигах. Когда женщина находит в себе мужество признать свою слабость и осознает, что ей достаточно быть такой, какая она есть, она открывает для себя одно из истинных сокровищ пути героини. Она способна отстраниться от прихотей эго и прикоснуться к глубинным силам, источнику ее жизни. Она может сказать: «Я — это не все... но меня достаточно». Она становится настоящей, открытой, уязвимой и восприимчивой к истинному духовному пробуждению.