Что не так с модными экранизациями: мнение редактора
Говорят, что видеоигры — для неудачников. Не удивляйтесь. 2025-й, конечно, наступил, но стереотипы о геймерах никуда не делись. Однако сами продукты игровой индустрии — идеальное место для поиска подходящего сюжета для экранизации. У такого фильма (или сериала) будет сразу две группы зрителей. Первая — сами геймеры, для которых эта игра многое значит. Вторая — люди, которые никогда не увлекались геймингом, но слышали о «Варкрафте», The Last of Us и других наиболее популярных проектах.

И все бы хорошо — вот только оказалось, что создать достойную экранизацию игры очень сложно. В целом это было очевидно еще в нулевых, когда вышел и сразу провалился «Сайлент Хилл» — крайне вольная адаптация культовой японской серии игр. Геймеры негодовали, а зрители, незнакомые с играми, недоумевали, мол «фильм как фильм, ничего особенного».
Учиться на ошибках других людей умеют далеко не все. К тому же игр стало больше, а их сюжеты начали отличаться потрясающим разнообразием. Да и фильмы из серии «Обитель зла» и «Лара Крофт» демонстрировали, что кино про игру может быть коммерчески успешным. Как результат — различные экранизации игр появлялись время от времени с переменным успехом. И так бы оно и оставалось, но пандемия коронавируса внесла свои коррективы.
Сидя дома, многие люди прониклись играми и стали куда менее скептичны. На это, естественно, отреагировала и киноиндустрия. Наименований фильмов и сериалов, связанных с видеоиграми, резко стало в несколько раз больше.

Как заядлый геймер я, естественно, наблюдала за происходящим с огромным интересом. Смотрела «Одни из нас», Fallout и, конечно же, «Аркейн». Много ругалась и критиковала, читала мнение людей, которые не играли ни в одну из оригинальных игр и меняла свое. В какой-то момент я начала смотреть на все эти экранизации с позиции человека, который ничего не знает об игре. Старалась абстрагироваться от своего личного опыта и эмоций, вызванных во мне оригинальным произведением. И это, в целом, очень помогало. Ведь, помимо прочего, все эти адаптации способны постепенно разрушить стереотип о том, что гейминг — плохое и бесполезное хобби.
Ради этой высокой цели можно было забыть о том, что кино не даст такой степени погружения и вовлеченности. Или закрыть глаза на потерю половины смыслов и огромного куска очарования. Пожертвовать тем, 30-40-50 прекрасных часов твоей жизни, проведенных в игре, превращали во второсортный (в лучшем случае) пересказ событий. И все это ради того, чтобы видеоигры перестали осуждать. Но иногда благими намерениями выстлана дорога в ад.

Именно это я поняла, когда увидела новость о том, что в Голливуде снимут фильм по Until Dawn. И если раньше экранизации вызывали у меня вопросы и легкий скепсис, который можно было нивелировать тем, что не-геймерам сюжеты игр тоже могут нравиться, ведь некоторые из них — действительно шедевральны. То здесь никаких оправданий для адаптации нет, ведь игра Until Dawn — интерактивное кино (в игровой индустрии так называют проекты, которые по своей сути являются готовыми фильмами, но с возможностью влиять на некоторые сюжетные события и повороты). То есть, буквально, вы можете посмотреть фильм с джойстиком в руках (и в нем увидите Рами Малека, Хайден Пантьерри и Петера Стормаре), а можете посмотреть тот же самый фильм, но без джойстика и с измененным актерским составом. Принципиальная разница только в том, влияет ли зритель на события, которые ему покажут. Впрочем, этот аспект тоже попытались переложить на экран — согласно данным в Сети, после смерти герои будут возвращаться назад во времени, пытаясь предотвратить это событие. На языке от таких новостей остается только одно слово — «вторичность». Теперь даже интересно, какие оценки получит фильм от тех, кто не проходил оригинальную игру.