Искусственный интеллект уже вовсю экспериментирует с музыкой, и результаты впечатляют даже скептиков. OpenAI's MuseNet генерирует многоминутные композиции в стиле Шопена или Beatles, Google's Magenta создает мелодии, которые сложно отличить от человеческих, а AIVA уже официально зарегистрирована как композитор и создает саундтреки для фильмов и игр. Современные ИИ-системы не просто комбинируют существующие мелодии — они понимают музыкальную структуру, гармонию и отчасти эмоциональный контекст.
«Чувственную сферу роботом не заменишь»: обсуждаем перспективы нейросетей в музыкальной индустрии с экспертом
Амджад пишет симфонии, изучив партитуры великих композиторов, а Meta's MusicGen создает треки по текстовому описанию. Но самое интересное происходит на стыке человеческого и машинного творчества: музыканты используют нейросети как инструмент для генерации идей, создания аранжировок и даже восстановления утраченных записей. Например, последний альбом The Beatles «Now and Then» был создан с помощью ИИ, который очистил старую демо-запись Джона Леннона.

При этом важно понимать: пока ИИ отлично справляется с короткими формами и имитацией существующих стилей, но создание полноценных оригинальных произведений с глубоким эмоциональным содержанием остается преимущественно человеческой территорией. Надолго ли это и какие перспективы есть у искусственного интеллекта в мире, которым правит творческое начало? Мы решили поговорить на эту тему с экспертом — Артемом Адырхаевым, директором Moscow Music School, основателем студии медиа-контента FoxMotionStudio. Он является сонграйтером и солистом «ADYRKHAEV» и «Дети Маминых Подруг». В его портфолио — работа с такими артистами, как Клава Кока, Полина Гагарина, БИ-2, Сергей Лазарев, Игорь Крутой и участие в подготовке Drake & Migos World Tour в качестве медиахудожника.
Grazia: Какие, на ваш взгляд, перспективы развития нейросетей в музыке в ближайшие 5–10 лет? Как вы считаете, как они могут изменить индустрию, в которой вы работаете?
Артем Адырхаев: Музыка содержит в себе две ключевые составляющие. Первая – самая важная, как говорят на Востоке, — это сфера сердца, эмоциональный опыт человека. Вторая – это ум, навык создания музыки.
С точки зрения ума, именно он — та область, в которой искусственный интеллект может преуспеть. Думаю, технологии продвинутся настолько, что у музыкантов появятся мощные ассистенты. Они будут тюнить вокал, ровнять дорожки, помогать с аранжировкой – выполнять рутинную работу и частично участвовать в творческом процессе. Но эмоциональный опыт, который привносит автор, остается исключительно человеческой прерогативой. Это сфера сердца, и она недоступна искусственному интеллекту.

Grazia: Какие подводные камни вы видите в использовании нейросетей для творчества и медиапроизводства?
Артем Адырхаев: Главная проблема — отсутствие у нейросетей способности проживать эмоциональный опыт. Это критически важно, важнее всего остального.
Grazia: Как вы относитесь к вопросам этики и авторства при использовании таких технологий?
Артем Адырхаев: Что касается авторства, мне не нравится идея, когда можно взять голос, тембр, манеру исполнения конкретного артиста и использовать это для создания чужого произведения. Есть вещи, которые принадлежат человеку, и неприятно, когда их просто копируют. В таком случае зачем тогда нужен оригинальный исполнитель?
Но при этом я понимаю, что есть задачи, в которых нейросети удобны. Например, для демо-записей: ты можешь проверить, как прозвучит текст, не записывая его самостоятельно, а с помощью ИИ. Это интересно. Но создание цифровых аватаров известных артистов без их ведома или использование нейросетей для замены актеров озвучки — это уже проблемная территория.

Grazia: Пользовались ли вы сами нейросетями в своей работе? Если да, то как именно, и что вас в них удивило или впечатлило?
Артем Адырхаев: Я в своей работе использую нейросеть Cyanite. Она помогает находить референсы для моих треков: я загружаю свой материал, а нейросеть находит схожие по звучанию композиции, анализируя их по тембру, частотному балансу, гармонии и другим параметрам. Это реально упрощает процесс работы.
Есть и другие полезные нейросети, например, та, что автоматически нарезает горизонтальное видео на вертикальные ролики. Она сама анализирует кадры и делает нарезку, что особенно удобно для подкастов и длинных видео.

Grazia: Как вы думаете, могут ли ИИ и нейросети в будущем заменить сонграйтером?
Артем Адырхаев: Это то, о чем я уже говорил - чувственную сферу роботом не заменишь. Сонграйтер - это тот, кто умеет упаковывать свои эмоции в музыку, а слушатель потом распаковывает их внутри себя. В этом и есть суть. Именно этому мы здесь учимся, и, как мне кажется, нейросети этому вряд ли научатся.