Claire de lune: как Клод Дебюсси навсегда изменил музыку

У знаменитого композитора был весьма новаторский подход, из-за чего он и получил звание первого импрессиониста от мира музыки

Французский композитор Ашиль-Клод Дебюсси родился 22 августа 1862 года в пригороде Парижа. Его родители не были людьми искусства — отец владел собственной посудной лавкой. И музыкальный гений вполне мог стать моряком, как о том мечтал папа, если бы не воля случая. В 1870-м началась Франко-прусская война, и мать Клода забрала его к тетке в Канны, подальше от этого кошмара. Именно там Дебюсси и получил первые уроки игры на фортепиано, а вернувшись в Париж, начал заниматься с Антуанеттой Моте де Флервиль. Это имя довольно широко известно в музыкальных кругах — именно ее называют ученицей Фридерика Шопена, хотя эта информация так и не подтвердилась. Стремление и талант к музыке были настолько очевидными, что родители отказались от своего первоначального плана и решили отправить 10-летнего мальчика в Парижскую консерваторию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Клод Дебюсси
Клод Дебюсси
GettyImages

На тот момент музыкальное искусство было математически точным, чего Клод никак не мог понять — из-за любви к импровизации у ребенка не всегда были хорошие оценки. Зато благодаря таланту и образованию он смог наняться на должность учителя музыки к Надежде фон Мекк, которая была покровительницей Петра Чайковского. Вместе с ее семьей он путешествовал по Европе и даже побывал в России. А заодно познакомился с работами самых известных русских композиторов. Клод вполне мог остаться домашним пианистом меценатки, но имел неосторожность влюбиться в ее дочь, из-за чего его и выгнали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Казалось, что он играет прямо на струнах фортепиано, без помощи клавиш и молоточков. Педалями он пользовался как никто другой. В результате получалась чистая поэзия» Композитор Альфредо Казелла.

Ашиль-Клод Дебюсси начал сочинять музыку и даже получал определенные награды, но его стиль часто оставался непонятным для современников. Хотя находились и почитатели. Взрослое творчество композитора брало свое вдохновение из картин художников-импрессионистов и поэтов-символистов.

Нажми и смотри

В 1890-м Клод Дебюсси написал «Бергамасскую сюиту», частью которой был «Лунный свет» (Clair de lune). Название для этого отрывка было взято из стихотворения любимого поэта композитора Поля Верлена. Сейчас «Лунный свет» — одно из самых известных произведений во всем мире. Ее нередко исполняют самостоятельно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Смелый подход вкупе с потрясающим результатом вынудили музыкальных критиков наконец признать талант Дебюсси. Его даже начали называть первым импрессионистом в мире музыки, но сам он был не в восторге от такого ярлыка. Он считал себя свободным художником и не хотел быть причисленным к определенному жанру.

С 1903 года на протяжении пяти лет Клод Дебюсси творил особенно рьяно — причиной тому был роман с Эммой Бардак. Тогда были написаны «Маски», «Остров радости», «Эстампы», «Образы. Первая тетрадь». В то же время он работал над оперой «Черт на колокольне» — очень уж понравилось ему одноименное произведение Эдгара По. Последний, к слову, надолго стал одним из самых любимых писателей композитора. Однако эта опера так и осталась в набросках, только в 2012 году работу реконструировали и показали.

Нажми и смотри

Одна из самых главных работ Клода Дебюсси — симфоническая пьеса «Море», которая состоит из трех «эскизов»: «От зари до полудня на море», «Игра волн» и «Диалог ветра и моря». В этом произведении композитор раскрылся как настоящий новатор — чтобы точнее передать шум волн, он использовал самые неожиданные приемы, вплоть до монеты, царапающей музыкальную тарелку. Поначалу это произведение не получило отзыва коллег и критиков, но, когда на месте дирижера оказался сам Клод, все резко изменилось — проникся «Морем» даже Святослав Рихтер. После этого успеха Дебюсси много гастролировал, хотя и не был профессиональным дирижером. Но это приносило огромные доходы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К сожалению, в 1914-м врачи обнаружили у Дебюсси рак. В 1918 году композитор скончался. Однако до самого последнего своего вздоха он не переставал творить. Например, премьера его последнего балета «Ящик с игрушками» состоялась в 1919-м, когда самого Клода уже не было в живых.

Смелость и талант Клода Дебюсси положили начало целой эпохе музыкантов, которые перестали слепо следовать академическим правилам и начали экспериментировать. Именно из-за этого французского композитора до сих пор называют одним из создателей музыки XX века.

Может быть интересно: