Эпоха маэстро: как Олег Табаков заново сделал театр популярным
Олег Табаков научился всему в Школе-студии МХАТ на курсе Василия Топоркова, а позднее помогал Олегу Ефремову в будущем «Современнике» — он был там ведущим артистом. При том, что Олег Павлович на тот момент был крайне занятым, он все равно принял решение заниматься обучением молодых талантов — в 1973 году он собрал команду единомышленников и объявил набор в театральную студию: в нее поступили 49 человек. Позднее многие из них добились определенного успеха. А самого Табакова отметили в правительстве — спустя 13 лет создали три московских театра-студии, одним из которых стал Театр-студия под руководством Олега Табакова. В 2001 году игнорировать многочисленные достижения Олега Павловича было уже невозможно, и его назначили художественным руководителем театра МХТ им.А.П. Чехова.
Первый театральный сезон, конечно, еще не был полностью «табаковским»: на обеих сценах выходили те спектакли, которые ставились без него. Первый же успех «Номер 13» поставленный Владимиром Машковым на Большой сцене, обернулся для Табакова огромным количеством критики. Эта постановка стала первой кассовой на сцене Художественного театра. Однако нашлись и недовольные — они утверждали, что Олег Павлович думает исключительно о деньгах, забывая об искусстве. Естественно, Табаков не был согласен с этим. Он пояснял, что в театре не должно быть пустых мест в зрительном зале.
Впрочем, были и положительные отзывы. «Главное в "Номере 13" — это его невероятная витальность. <...> Сказать про эту вещь, что она коммерческая, язык не повернется — такой в ней избыток жизнелюбия. Сказать "успешный спектакль" — тоже, потому что актеры играют с таким драйвом, словно они наконец-то до арыка в пустыне добрались. Сказать можно одно: эти выжили», — писала журналистка «Афиши».
Правда, на фоне этого успеха все остальное выглядело куда более понуро. Некоторые критики заговорили о кризисе Большой сцены. Преодолеть его удалось только в сезоне 2003\2004. «Дядя Ваня». «Последняя Жертва», «Вишневый сад», «Мещане» — все эти спектакли вызывали у зрителя совершенно разные эмоции, а сам театр «задышал» широтой палитры.
«Вовсе не предложенная театром пьеса Горького увлекла режиссера, но возможность посредством ее создать собственную театральную мифологию, знак нового времени <...> Серебренников сделал тот единственный ход, который необходим сегодня и ему, и МХАТу: он рассказал историю про то, как легко можно вступить на территорию, заказанную не одному поколению режиссеров великим творением Товстоногова, как эффектно, просто и естественно можно соединить на мхатовских подмостках старое и новое, психологи-чески мотивированное и не мотивированное ничем, кроме логики режиссерских фантазий», — так писали в «Российской газете» о «Мещанах».
Тот факт, что Олег Табаков поверил в Кирилла Серебренникова и позволил ему поставить несколько спектаклей совершенно нового формата, привело к тому, что в театр пошла молодежь. А его «Лес» по пьесе Островского стал настолько популярным, что идет по сей день — порой даже с аншлагами.
Именно Табаков привлек в свой театр множество потрясающих актеров: Константина Хабенского, Михаила Пореченкова, Дарью Мороз, Максима Матвеева и многих других. Олег Павлович так же смог реализовать инициативу по крупномасштабной реконструкции Основной сцены и зала.
А поскольку между московскими театрами всегда была своеобразная конкуренция, остальные не хотели отставать и находили других талантливых актеров, а заодно учились определенной широте взглядов. Поскольку Табаков сам никогда не боялся экспериментировать, это настроение переняли и другие художественные руководители. В «Современнике», МХАТе имени М.Горького и других столичных театрах начали появляться все более смелые и интересные постановки. И мы совсем не уверены, что российское театральное искусство сейчас было бы на том же высоком уровне, если бы не Олег Павлович Табаков.