Фильмы о принятии себя — новый тренд. И все благодаря «Оземпику»

Хотя, конечно, причина популярности не только в нем
Виктория Артемова
Виктория Артемова
Старший редактор сайта

Фильмы о принятии себя — далеко не новинка в мире кинематографа. Практически сразу в голове всплывают образы Бриджит Джонс и Пенелопы Уилхерн. Однако за последнее время в кино появились сразу три картины, которые рассматривают эту непростую тему под интересным углом. «Субстанция», «Шоугерл» и «Плохая девочка» — крайне разные картины, но лейтмотивом в них проходит одна и та же тема — как уживаться со своими несовершенствами в мире, где все, кажется, охвачены идеей «улучшайзинга».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эти фильмы исследуют тему принятия себя, но делают это без привычного глянцевого лоска и морализаторства — хэппи-энд тоже ждет далеко не всех. Здесь нет историй про гадкого утенка, который превращается в прекрасного лебедя. Все эти фильмы посвящены идее того, как научиться жить в мире со своими особенностями и что может произойти, если этого не сделать.

Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И, безусловно, сейчас это одна из самых актуальных тем. Во-первых, несмотря на волну бодипозитива, которую мы наблюдали годами, популярность «Оземпика» говорит сама за себя. Во-вторых, немаловажную роль сыграла пандемия — длительная изоляция, отсутствие привычных социальных контактов и необходимость постоянно видеть себя в зуме заставили многих пересмотреть свое отношение к внешности и самопрезентации. Ну а главный бич, как обычно, социальные сети. Мы вообще живем в эпоху беспрецедентного давления визуальных стандартов — соцсети создали культуру постоянного самонаблюдения и сравнивания себя с другими. И именно сейчас новое кино предпринимает попытку стать противоядием от перфекционизма.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Субстанция» — боди-хоррор, который посвящен не только теме старения, но и тому, как восприятие окружающих меняет наш собственный взгляд на себя. В одном из интервью режиссер Корали Фаржа говорила: «В фильме есть два способа репрезентации женского тела: внешний, когда героини снимаются в утреннем ТВ-шоу и находятся на публике, и внутренний, когда они наедине с собой в ванной комнате, где их тела не существуют для чужих глаз. Я показываю, как "внешний" взгляд влияет на то, как ты на себя смотришь».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск

Но ей удается куда большее, чем это. Благодаря потрясающему актерскому дуэту Деми Мур и Маргарет Куолли перед нами самый пугающий, но при этом весьма прямолинейный нарратив на тему того, к чему приводит отказ от принятия себя. Судя по количеству визуальных эффектов и обращения к жанру боди-хоррора, режиссер порядком устала от двойных стандартов, которыми наполнен мир шоу-бизнеса. Хотя на самом деле эти двойные стандарты существуют везде — просто в менее выраженной степени. И вы тоже их видите, только не обращаете слишком много внимания. Просто вспомните о популярности «Оземпика» у голливудских звезд и моментально поймете эту странную двойственность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стать лучшей версией себя — стремление, которое кажется нормальным, пока оно не переходит грань, но где именно эти грани? Как не потерять в них себя? Все это сложные вопросы, на которые, наверное, ни у кого нет ответа — и Корали их тоже не дает. Как мы и говорили, она не ударяется в морализаторство.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не занимается этим и Халина Рейн, которая сняла «Плохую девочку» с Николь Кидман в главной роли. Она идет по другому пути, показывая, куда приводят человека вытесненные желания. Многие психически здоровые женщины, способные рассказать о своих проблемах мужьям, смотрели на героиню Николь Кидман, словно она — мифический единорог, мол, «Почему она не может просто сказать мужу, чего от него хочет?». Не может и точка. Это просто данность, как у Льва Николаевича Толстого и его Анны Карениной — та тоже не могла быть откровенна с супругом, из-за чего общая история и накалилась до предела, приведя к не самому счастливому финалу.

Перед нами героиня по имени Роми, у которой явно были определенные проблемы в детстве — в фильме она даже намекает на них. Тогда же ее научили тому, что все, связанное с сексуальностью — плохо, а вот стремление быть идеалом — хорошо. Так Роми и стала руководительницей высшего звена, обзавелась семьей — была настолько «хорошей», насколько это возможно. Однако это не только не приносило ей счастья, но и до предела натягивало определенные струны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вероятно, если бы Роми не была настолько зажатой рамками чужих представлений об идеальности, она не бросилась бы в эту любовную авантюру — к слову, наличие причины (даже уважительной) не делает супружескую измену меньшим злом. Но она, как и героиня Деми Мур в «Субстанции», уже давно не воспринимает себя самостоятельно, а делает это через призму чужих стремлений и ожиданий. Весьма интересен при этом финал картины — Роми все же возвращается к мужу. Как это возможно, спросите вы — просто посмотрите фильм. Только не слушайте тех, кто сравнивает «Плохую девочку» и «50 оттенков серого» — в книге и Э. Л. Джеймс и фильме, снятом по ней немного позднее, нет абсолютно никаких намеков на подобные проблемы героев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пресс-служба Capella Film

Другое интересное высказывание на тему — фильм «Шоугерл» с Памелой Андерсон в главной роли. Крайне интересно, что это едва ли не первая сильная драматическая работа актрисы, от которой она едва не отказалась — агент Памелы забраковал присланный сценарий, не посоветовавшись с ней. Но в итоге сын актрисы убедил маму все же обратить внимание на этот проект — и не зря. Нам действительно очень приятно видеть Деми Мур и Памелу Андерсон в таких интересных и неоднозначных ролях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Через призму жизни танцовщиц Лас-Вегаса фильм раскрывает сложные взаимоотношения женщин не только с собственным телом и возрастом, но и с ожиданиями общественности. Особое внимание уделяется теме старения в индустрии, где молодость считается ключевым активом. «Шоугерл» показывает, как героини учатся ценить свой опыт и мудрость выше физической молодости. Но самое интересное в фильме — сама Андерсон. Ее фигура стала настолько культовой, что ощущения от просмотра фильма тесно переплетаются с пониманием судьбы Памелы, которую долгое время судили исключительно по внешности.

Какой выход найдет ее героиня в момент, когда 30-летняя карьера, ради которой она пожертвовала практически всем, перестает быть востребованной сама по себе? Вы сможете узнать это уже 20 марта — в этот день «Шоугерл» выходит в широкий прокат в России. Крайне рекомендуем к просмотру.