Гениальная художница с трагической судьбой: кто такая Артемизия Джентилески
Артемизия Джентилески родилась в 1593 году в достаточно творческой семье. Ее отец, Орацио Джентилески, был довольно известным в ту пору художником, а позднее его признали одним из первых караваджистов — это течение подражателей Микеланджело Меризи да Караваджо. Естественно, Артемизия тоже начала изучать живопись — в мастерской своего отца. Интересно, что талантом она значительно превосходила собственных братьев, хотя тогда и считалось, будто женщина не может быть хорошим художником. Юная особа была настолько хороша, что ее работы путали или даже приписывали ее отцу. Отчасти это связано с традициями того времени — художники XVII века зачастую не подписывали свои работы. Например, если взять того же Караваджо, то он подписал только одну из своих картин. Несмотря на то, что талант Артемизии был очевиден, отец вовсе не хотел видеть ее художницей. До нашего времени дошли сведения о том, что он неоднократно пытался отправить ее в монастырь, но его попытки обеспечить дочери религиозное будущее так и не увенчались успехом. В итоге Артемизия осталась в мастерской своего отца.
У Орацио не было другого выбора, кроме как признать упорство дочери. Он принял желание девушки стать художницей и решил даже обучить ее — для этого Джентилески обратился к пейзажисту Агостино Тасси, который должен был преподавать уроки перспективы молодой девушке. Орацио вряд ли мог предположить, чем закончатся такие занятия.
Агостино Тасси оказался вовсе не тем учителем, которому стоило доверять. За маской талантливого пейзажиста прятался жестокий человек, который в один момент изнасиловал Артемизию. И здесь необходимо ввести небольшой контекст. В ту пору после подобных надругательств девушки теряли статус благородных и, нередко, уже не могли выйти замуж — им приходилось справляться не только с психологическими последствиями, но с давлением социума. Джентилески оказалась не робкого десятка — в отличие от многих других жертв она нашла в себе силы подать в суд на бывшего учителя и после долгого, мучительного и крайне оскорбительного разбирательства восстановила свой статус и вновь получила возможность выйти в общество и даже выйти замуж за флорентийца — им стал Пирантонио Стиаттеси.
Впрочем, произошедшее насилие оставило настолько глубокий отпечаток в душе Артемизии, что в дальнейшем почти все ее творчество было так или иначе связано либо с темой изнасилований, либо с женской силой. Одно из самых известных ее полотен — «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», как не сложно догадаться, тоже стало своеобразным последствием травмы. Таким образом, несмотря на болезненное прошлое, Артемизия все же нашла в себе силы не только сделать шаг навстречу счастливому будущему, но и совершила практически невозможное — обеспечила себе место в художественном мире XVII века, которым на тот момент правили мужчины. Если вам не вполне понятно, какие ограничения накладывались на женщин той эпохи, то мы уточним одну маленькую деталь — они не могли даже самостоятельно покупать краски.
В итоге трудности и трагедии сформировали абсолютно уникальный стиль письма Артемизии, который невозможно не узнать. Она написала множество полотен, где женщины либо приравнивались к мужчинам, либо превосходили их. При этом отличительной чертой любой картины является эмоциональный надрыв, заметный с первого взгляда. Артемизия использовала для своих полотен эпические и библейские сюжеты, а еще умела работать со светотеневыми контрастами и насыщенными цветами. Именно поэтому ее считают одной из наиболее выдающихся последовательниц Караваджо.
Заслуги Артемизии и ее талант не остались незамеченными — даже в строгом патриархальном обществе она смогла добиться просто потрясающего успеха. Например, Артемизия Джентилески стала первой женщиной, избранной в члены Академии живописного искусства во Флоренции — это была первая художественная академия в Европе.
По сей день у Артемизии Джентилески есть поклонники среди коллекционеров и ценителей искусства. Так, в 2017 году с молотка ушло ранее неизвестное полотно ее авторства «Автопортрет в образе святой Екатерины». Цена этого лота составила рекордные для художницы 2,3 млн евро.