Гений японского кинематографа: как смотреть и понимать фильмы Акиры Куросавы
«В безумном мире только сумасшедшие являются здравомыслящими», — был уверен Акира Куросава и всегда снимал кино в соответствии с этим убеждением. Именно поэтому многим довольно трудно разгадать тайну его фильмов и вообще смотреть их. Но и игнорировать мастера такого масштаба просто невозможно. Так что если вы планируете все же погрузиться в японский кинематограф и творчество Акиры Куросавы, то советуем начинать с «Расемона» — черно-белая лента моментально увлекает зрителя своим стилем повествования. Изначальная история оказывается довольно простой — бандит изнасиловал жену самурая и убил его. Но когда один и тот же сюжет пересказывают сами участники событий, в том числе и умерший, она вдруг обретает совершенно разные детали и смыслы.
Куросава крайне правдоподобно демонстрирует каждую из версий, но все они противоречат друг другу. На протяжении всего фильма зритель ждет того, чтобы истина наконец раскрылась, но Акира далеко не так прост — в окончании вы так и не узнаете, кто прав, а кто виноват. Зато будете на грани полного разочарования в человечестве как таковом, ведь получается, что врать может даже мертвец, которого уже ничего не связывает с миром живых и для которого это, казалось бы, абсолютно бессмысленно.
К слову, отдельную роль в этом фильме играет погода. Неспроста трое героев, которые рассказывают о произошедшем, встречаются в сильнейший дождь под мостом Расемон. В конце картины солнце все же начинает светить — и это намек на то, что даже во тьме человеческой души есть место добру.
Еще один интересный факт — Акира Куросава имел непосредственное отношение к самураям, ведь корни его семьи именно оттуда. Но при этом он, вопреки многим другим японцам, отказывался слепо следовать традициям. Он считал, что мир вокруг неумолимо движется и меняется и под новые реалии необходимо подстраиваться. Возможно, именно поэтому после «Расемона» Акира продолжил деконструировать образ самурая в фильмах «Семь самураев», «Трое негодяев в скрытой крепости» и «Телохранитель».
«Семь самураев» — довольно классическая история о том, как совершенно разные люди объединяются ради общей цели — помочь самым незащищенным людям. И это одно из самых важных нововведений на тот момент, ведь зрителям не просто показывают уже сформировавшуюся команду, а демонстрируют то, как она собирается вместе, превращаясь в единое целое. Не менее важно и то, что «Семь самураев» — очень важный фильм с исторической точки зрения, довольно точно описывающий настроение Японии на тот момент. Напомним, что картина вышла в 1954 году — Страна восходящего солнца так и не отошла от поражения во Второй мировой войне. Так что смерть тех самых самураев в конце становится крайне символичной, как и то, что крестьяне в итоге остались в живых и уже могли продолжать заниматься своими делами.
С помощью «Семи самураев» Акира Куросава доказал, что создать «осмысленный и глубокий вестерн» все же вполне реально. Фильмы этого жанра не обязаны состоять исключительно из перестрелок, построенных на непонятной мотивации героев.
«Три негодяя в скрытой крепости» стали попыткой Акиры снять более легкое кино. Но даже так у Куросавы вышел неоспоримый шедевр, который даже вдохновил Джорджа Лукаса. А смысл этого фильма, на самом деле, довольно простой и при этом вдохновляющий. По сюжету самурай Рокурота Макабэ должен защитить единственную наследницу клана Акидзуки — принцессу Юки. Но сделать это в одиночку ему не под силу. В процессе к ним присоединяются «жалкие людишки» — двое крестьян-неудачников.
И хотя поначалу они движимы одной только жаждой наживы, но со временем проникаются благородством самурая и начинают искренне верить в то, что принцесса Юки сможет стать тем лидером, который будет стремиться к всеобщему счастью. Фигура самой принцессы тоже оказывается крайне интересной — она росла в «тепличных условиях», но из-за произошедшего узнала больше о жизни народа, и это сформировало в ней лидерские качества и понимание того, каким должен быть человек, за которым пойдут в огонь и воду.
Мы искренне советуем начать свое знакомство с работами японского режиссера именно с этих проектов. Конечно, современным зрителям, возможно, смотреть его впервые будет довольно сложно. Но при этом и интересно, ведь Акира был тем режиссером, который говорил: «Любая картина должна быть нацелена на утонченных, глубокомысленных зрителей, но при этом развлекать людей попроще. По-настоящему хороший фильм интересно смотреть. В нем нет ничего сложного. Он увлекателен и легок для понимания».