Главные злодеи мировой литературы, которые никого не оставили равнодушными

Когда антагонист затмевает героя
Виктория Артемова
Виктория Артемова
Старший редактор сайта

Граф Дракула (Брэм Стокер, «Дракула»)

Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не просто вампир, а аристократичное зло с безупречными манерами. Его сила не только в сверхъестественных способностях, но и в умении манипулировать, соблазнять интеллектом. Он пугает именно тем, что слишком человечен и слишком монструозен одновременно. Первый злодей, заставивший читателей сопереживать антагонисту.

Ставрогин (Федор Достоевский, «Бесы»)

Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возможно, самый страшный злодей русской литературы. Человек без сердца, экспериментирующий с пределами дозволенного. Его безразличие к добру и злу делает его по-настоящему демоническим персонажем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Яго (Уильям Шекспир, «Отелло»)

Архивы пресс-службы

Гений злодейства без сверхспособностей. Его оружие — понимание человеческой психологии и умение плести интриги. Страшен тем, что не имеет четкой мотивации для своих действий — он творит зло ради самого процесса, что делает его одним из самых реалистичных злодеев в литературе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Профессор Мориарти (Артур Конан Дойл, «Шерлок Холмс»)

Архивы пресс-службы

«Наполеон преступного мира» — злодей, равный главному герою по интеллекту. Его гениальность направлена на создание идеальных преступлений. Пугает не жестокостью, а холодным расчетом и масштабом влияния.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Семья Головлевы (Михаил Салтыков-Щедрин, «Господа Головлевы»)

Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пожалуй, Головлевы — это самый жуткий коллективный портрет зла в русской литературе. В отличие от философствующих злодеев Достоевского или рефлексирующих антигероев Лермонтова, семья Головлевых демонстрирует будничное, бытовое зло, от которого становится по-настоящему не по себе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О'Брайен (Джордж Оруэлл, «1984»)

Архивы пресс-службы

Олицетворение системного зла. Страшен тем, что не просто пытает и убивает, а методично разрушает человеческую личность, заставляя жертву полюбить своего мучителя. Символ тоталитарной власти над разумом.

Волан-де-Морт (Дж. К. Роулинг, «Гарри Поттер»)

Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Злодей, чья история не менее трагична, чем у героя. Его путь от брошенного ребенка до темного мага показывает, как страх смерти и жажда власти могут исказить человеческую душу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Охранник Никита (Антон Чехов, «Палата №6»)

Архивы пресс-службы

Охранник Никита – это особый тип злодея в русской литературе, страшный своей простотой и обыденностью. В отличие от интеллектуальных злодеев вроде Раскольникова или демонического Ставрогина, Никита воплощает самый примитивный и оттого самый жуткий тип зла – зло по привычке, зло как часть рабочего дня.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ганнибал Лектер (Томас Харрис, «Молчание ягнят»)

Архивы пресс-службы

Монстр с безупречным вкусом. Рафинированность делает его еще страшнее — он не просто убийца, а эстет от зла. Интеллектуал, гурман и психиатр, превративший убийство в искусство.

Медея (Еврипид, «Медея»)

Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одна из первых по-настоящему сложных злодеек в литературе. Ее месть ужасна, но мотивы понятны. Она показывает, как любовь может превратиться в самое разрушительное чувство.

Родион Раскольников (Федор Достоевский, «Преступление и наказание»)

Архивы пресс-службы

Злодей-философ, чья теория о «право имеющих» делает его особенно опасным. Он страшен тем, что любой читатель может понять ход его мыслей — это злодей, живущий в каждом из нас. Его путь показывает, как интеллектуальная гордыня может превратить человека в убийцу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Саурон (Джон Рональд Руэл Толкин, «Властелин колец»)

Архивы пресс-службы

Саурон из «Властелина колец» Толкина занимает особое место в галерее литературных злодеев. Это редкий пример антагониста, который почти не появляется на страницах как активный персонаж, но его присутствие ощущается в каждой строчке. Он воплощает собой концепцию абсолютного, метафизического зла, которое существует как сила природы.