Холст, масло, гнев: как Иван Крамской и другие художники-бунтовщики навсегда изменили русскую живопись

Искусство всегда в той или иной степени отражает реальность. Но иногда ради этого художникам и писателям приходится идти против власти.

На протяжении всей истории человечества людям искусства нередко приходилось сталкиваться с непониманием и неприятием со стороны общества и государства. И если некоторые покорно шли на поводу у тех, кто диктовал им свои условия, то другие открыто восставали. Именно о последних мы расскажем сегодня.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как все началось

Автопортрет Ивана Крамского
Автопортрет Ивана Крамского
Legion-Media

Императорская Академия художеств была основана известным меценатом Иваном Ивановичем Шуваловым и на протяжении долгого времени являлась единственным государственным высшим учебным заведением, занимавшимся подготовкой кадров в области изобразительных искусств. Естественно, допускались туда только самые талантливые художники, а среди выпускников были Иван Айвазовский, Василий Баженов и многие другие деятели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Традиционно в этом заведении проходил конкурс на большую золотую медаль, которая давала право на шестилетнее пенсионерство в Италии. Те студенты, которые удостаивались этой чести, получали 1500 рублей в год. Для сравнения — остальным доставался диплом художника и чин 10-го класса гражданской службы (коллежский секретарь). Их годовой доход составлял около 135 рублей.

Условия были довольно суровыми. Конкурсантов запирали в мастерских на сутки, чтобы те в полном одиночестве придумали сюжет будущей картины на заданную тему и написали эскиз. После того, как эскиз был готов, менять его строго запрещалось — он утверждался Советом Академии. Однако правила в один момент решили изменить — исторических и жанровых живописцев захотели объединить в один общий конкурс. Более того, исторические живописцы не могли самостоятельно выбирать тему картины — вместо этого их заставляли изображать какое-либо чувство.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подобное, по мнению самих конкурсантов, было несправедливо. Четырнадцать исторических и жанровых живописцев, награжденные к тому моменту малой золотой медалью Академии, подали в Совет Императорской Академии художеств письменное прошение с просьбой предоставить им свободный выбор сюжета. В их числе были Богдан Вениг, Александр Григорьев, Николай Дмитриев, Фирс Журавлев, Петр Заболотский, Иван Крамской, Алексей Корзухин, Карл Лемох, Александр Литовченко, Константин Маковский, Александр Морозов, Михаил Песков, Николай Петров и Николай Шустов. В том же документе конкурсанты заявили, что не видят смысла изолировать участников на 24 часа.

Члены Совета были возмущены дерзостью конкурсантов. Они решили полностью восстановить прежние правила, чтобы все участники конкурса писали на библейскую или античную тему. Самое интересное — самим студентам об этом никто не сказал. Их прошение просто оставили без ответа. Иван Крамской попробовал еще раз обратиться к руководству Академии, но это было безрезультатно, как и личное посещение нескольких влиятельных членов Совета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бунтовщики с мольбертами

Артель художников
Артель художников
Legion-Media

Академистов глубоко оскорбил тот факт, что все их попытки попросту игнорировались. В ночь перед стартом конкурса они договорились — если их просьбы не будут удовлетворены, они попросту откажутся от участия. Более того, бунтовщики подадут прошение о выпуске из Академии по любым обстоятельствам. Так они и поступили.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вице-президент Академии князь Григорий Гагарин объявил, что темой конкурса станет «Пир в Валгалле». Прочие условия должен был объяснить ректор Академии, но он не успел этого сделать.

«Просим позволения сказать перед Советом несколько слов... Мы подавали два раза прошение, но так как Совет не нашел возможным исполнить нашу просьбу, то мы, не считая себя вправе больше настаивать и не смея думать об изменении академических постановлений, просим покорнейше Совет освободить нас от участия в конкурсе и выдать нам дипломы на звание художников»

В итоге 13 из 14 присутствовавших художников-конкурсантов положили перед делопроизводителем свои листы с прошением о выпуске. Отказался только Петр Заболотский — он решил попробовать поучаствовать, но сам Гагарин уже отказался от подобного конкурса. Впрочем, вместо Заболотского прошение о выходе из академии подал скульптор Василий Крейтан. Так, от конкурса отказались тринадцать живописцев и один скульптор, а в истории эти события остались как «Бунт четырнадцати».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А что потом?

«Передвижники»
«Передвижники»
Legion-Media

Новость о сорванном конкурсе, естественно, дошла до правителя — император Александр II установил негласный полицейский надзор за бывшими конкурсантами. Сами бунтовщики получили дипломы классного художника второй степени, а после этого они объединились в первую в отечественной истории Артель художников. Смысл заключался в том, чтобы творить независимо от властей и помогать друг другу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поскольку все участники были достаточно талантливы, они получили огромный для художников экономический успех. Всего за несколько лет общий капитал Артели составил немыслимые по тем временам 10 тысяч рублей. Однако Иван Крамской очень трепетно относился к основному правилу — не принимать подачек от Академии. А вот все остальные участники в один момент, кажется, совершенно забыли о том, как с ними поступил Совет академии. В итоге Крамской решил покинуть Артель. Но этот опыт оказался для него крайне полезным.

В 1870 году некоторые члены Артели, в том числе и Крамской, создали «Товарищество передвижных художественных выставок» — позднее в истории они запомнились как «передвижники» и полностью изменили русскую живопись. В число передвижников в разные годы входили такие видные художники, как Илья Репин, Василий Суриков, Иван Шишкин, Виктор Васнецов, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Василий Перов и многие другие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Их основные художественные принципы во многом определили развитие живописи в стране. Они старались писать психологично и никогда не забывали о социальной реальности. Искусствовед Яков Тугендхольд отмечал, что «...в основе "идейной" и "гражданской" живописи наших передвижников лежали чисто-русские и глубокие причины: "болезнь совести", психология кающегося барства... "передвижничество" на долгое время застраховало нас от последующих художественных открытий "аморального" запада». «Передвижники» мечтали творить для просвещения и развития народа.