Игра со светом, глубиной резкости и не только: что делает «Конклав» произведением искусства и номинантом на «Оскар»

Уже в следующем месяце пройдет торжественная церемония вручения премии «Оскар», которая завершит наградной сезон в этом году. Мы постепенно рассказываем об основных кандидатах, а заодно делимся нашими предсказаниями. Не так давно рассказали про «Бруталиста» и «Эмилию Перес», а теперь очередь дошла до «Конклава». Лично нам он кажется наиболее достойным претендентом на статуэтку за «лучший фильм». Но киноакадемия может рассудить иначе.
«Конклав» — история о выборе нового Папы римского. Руководство и организацию этой процедуры решили доверить главному герою — кардиналу Лоуренсу, которого играет Рэйф Файнс. Правда, в процессе он узнает множество не самых приятных тайн, что может в итоге повлиять не только на результат голосования, но и на всю католическую церковь. Предупредим сразу, что дальше будут спойлеры, так что читайте на свой страх и риск.

С первой секунды становится понятно, что каждый кадр — выверенный шедевр. Томас Лоуренс идет по темному тоннелю — эта сцена нужна для того, чтобы продемонстрировать одиночество героя и тяжесть ноши, которая лежит на его плечах. Дальше художник-постановщик намеренно «уничтожает» стереотипы людей о том, как должен выглядеть Ватикан. Хотя тут множество мозаик соседствует с бесценными произведениями искусства, но стены — голые. Более того, повсюду намеки на современные технологии — пластиковый мешок, механические жалюзи, смартфоны, кофе-машина. Все эти объекты привлекают наше внимание, делая фильм более актуальным прямо сейчас.
Еще одна деталь, которая не сразу бросается в глаза: использование малой глубины резкости и точечного освещения. Первый прием делает так, чтобы в фокусе были лишь некоторые отдельные части кадра. Второе необходимо, чтобы ваш взгляд всегда находился именно там, где хочет режиссер. Кроме того, вместе это работает для создания атмосферы секретности и даже интимности. Те же самые эффекты помогают режиссеру, когда дело доходит до сцен с кардиналами. Тот, на кого вам нужно обратить внимание, всегда выделяется на фоне остальных.

Едва ли не единственные кадры, когда наконец появляется естественное освещение, а сцены становятся ярче — когда Лоуренс раскрывает грязные тайны кардиналов. Но заметили ли вы еще одну интересную деталь? В «темных» сценах, в основном, присутствуют только мужчины. Женщины же появляются исключительно в «светлых» отрывках, где также присутствуют мужчины. Таким образом режиссер выстраивает крайне интересное противопоставление. Тьма против света, секретность против прозрачности, мужчины против мужчин и женщин.

Выбор нового Папы, который необходимо сделать кардиналам, уже не является выбором просто человека на важную должность. Зритель понимает, что в реальности от решения, принятого в Сикстинской капелле, зависят судьбы миллионов верующих и, в частности, женщин. А теперь вспомните первый кадр и идущего в одиночестве главного героя — именно эта ноша и висит теперь на его плечах.

Все в этом фильме — от сценарий и до визуала и актерской игры — работает на то, чтобы объяснить зрителю, чем так важен выбор Конклава. А еще в фильме нет очевидно лишних деталей или сюжетных линий, которые попросту не нужны — именно это была наша главная претензия к «Бруталисту».