Иоганн Себастьян Бах: великий или переоцененный?
Введение
Не зря психологи и другие эксперты настаивают на том, что человека во многом формирует среда, в которой он находится. Это было верным и для Иоганна Себастьяна Баха — ребенка, родившегося в музыкальной семье. Отец будущего композитора работал директором городских музыкантов, и подавляющее большинство родственников так или иначе были связаны с этой же профессией. Доподлинно неизвестно, кто именно учил Баха игре на скрипке и теории музыки — вероятнее всего, это был папа мальчика. Его дядя, Иоганн Кристоф Бах, познакомил племянника с органом, а один из дальних братьев Иоганна Себастьяна был довольно известным в ту пору композитором и скрипачом.
После смерти родителей о 10-летнем Иоганне Себастьяне Бахе заботились родственники — естественно, в таком окружении мальчик вырос музыкантом. Вряд ли он вообще представлял себе, как устроены другие профессии. В 14-летнем возрасте юноша получил стипендию для обучения в престижной школе святого Михаила в Люнебурге в княжестве Люнебург. Существуют предположения, что туда молодой человек отправился пешком вместе со своим другом.
В учебном заведении таланты Баха раскрыли достаточно быстро — у него были теплые отношения с учителем Георгом Бемом. В то же время Иоганн Себастьян более широко знакомился с музыкой и даже совершал поездки в Гамбург, чтобы послушать других органистов.
После завершения учебы Бах отказался от должности органиста Зангерхаузене — тогда его назначили музыкантом в капеллу в Веймаре, правда, обязанности у Иоганна там были скорее подсобные, но даже это не стало помехой для таланта молодого человека. Он довольно рано начал давать сольные концерты, а его слава росла месяц от месяца.
Наследие
Хотя Иоганн Себастьян Бах написал огромное количество произведений и широко прославился как один из наиболее выдающихся музыкантов своего времени, к концу жизни интерес к нему начал угасать. Объяснялось это тем, что Баха считали несовременным в сравнении с музыкантами, которые следовали заветам классицизма. Это привело к тому, что для многих Иоганн Себастьян был непревзойденным органистом и прекрасным педагогом, но никак не композитором.
Многие неопубликованные рукописи и партитуры, которые изначально остались в наследство родственникам, были проданы — без Баха жить им стало крайне тяжело. К сожалению, огромное количество произведений были потеряны именно из-за этого.
Баха не стало в середине XVIII века, но только в XIX веке его талант смогли по достоинству оценить другие выдающиеся музыканты — Моцарт, Бетховен, Шопен, Шуберт и Мендельсон. Сочинения Иоганна Себастьяна во многом формировали их стиль. Бетховен, например, был в таком восторге от Баха, что называл его «первоначальным отцом гармонии».
Конечно, многие эксперты задавались вопросом о том, почему именно Иоганн Себастьян Бах стал настолько почитаемым. И, что самое интересное, подавляющее большинство ответили, что дело было не только в таланте. У композитора было крайне обширное музыкальное образование, и он никогда не останавливался — постоянно искал и учился новому даже в ту пору, когда уже сам стал педагогом. Именно эти обширные знания и преданная любовь к собственному делу позволили Баху стать одним из величайших композиторов, существовавших в истории музыки.
Научное обоснование
Конечно, такой уникум как Бах не мог не заинтересовать математиков — музыка вообще крайне близка к этой науке. Именно поэтому не так давно композиции Иоганна Себастьяна начали исследовать с точки зрения теории информации. Напомним, что Бах создавал не только фуги и токкаты, которые использовались для развлечения, но и более медитативные хоралы — их исполняли в церквях. Удивительно, но результаты исследования показали, что даже если представить ноты как узелки, а переходы как ребра, соединяющие их, то информационные сети будут воспринимать полученные данные примерно так же, как люди. А ведь обычно разрыв между ними крайне высокий.
Однако, конечно же, наибольший вклад Баха в музыку — это темперированный строй, который используется по сей день. И хотя многие его коллеги говорили, что из-за этого музыка потеряла все свое очарование и красоту, но практически темперация победила, поскольку была слишком удобной, чтобы просто игнорировать такую возможность. Конечно, Бах не сам придумал темперированный строй, но именно он повлиял на его становление и популяризацию. Если вы не совсем понимаете, о чем идет речь, то все довольно просто. До темперированного строя в основе стояли пифагорейский и чистый строй, но у них была одна серьезная проблема — иногда высота нот не совпадала друг с другом, что тормозило развитие мажорно-минорной тональности. Так что нередко приходилось либо создавать инструменты с десятками клавиш внутри одной октавы, либо же отказываться от определенных звуков, что в значительной степени обедняло музыкальные произведения.