Исекай умер, да здравствует исекай: почему мы до сих пор любим истории про попаданцев
Несмотря на то, что поджанр историй о попаданцах (в кино, аниме и книгах) появился относительно недавно, первую книгу с таким сюжетом придумали довольно давно. Мы сейчас говорим про «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», автором которого был Марк Твен. Но одним из самых простых и понятных примеров будут «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса. Книга, конечно, получила огромную популярность и даже была экранизирована. Но никто тогда не говорил о попаданцах как об отдельном жанре.
Что такое исекай?
Исекай — жанр азиатских историй, где главный герой попадает в чужой для него мир. Название этот жанр получил благодаря популярной новелле «Герой потустороннего мира» Такекавы Кимиеси. В оригинале название звучало так — Isekai no Yuusha. Хотя мы и говорим о том, что исекаем считаются именно азиатские истории, в действительности такого строгого деления не существует. Отличительными чертами исекая считаются:
- Наличие у главного героя воспоминаний о родном мире.
- В родном мире главный герой не был счастлив.
- В другом мире герой становится по-настоящему значимым.
Ничего не вспоминается? Да, напоминает «Алису в Стране чудес» и многие другие европейские истории, которые вы видели. Неплохим примером будут и «Унесенные призраками».
В Японии жанр исекая получил настолько широкую популярность, что игнорировать его создатели аниме и мангаки просто не могли. Так появилась манга, а затем и аниме «Мастера меча онлайн». Первая публикация романа состоялась в далеком 2009 году. И, чтобы вы понимали, насколько коммерчески успешной стала франшиза, фильмы продолжают снимать до сих пор.
Остальные студии решили не отставать и тоже начали снимать свои проекты в жанре исекай. Так появились ультрапопулярные «Да благословят боги этот прекрасный мир!», «О моем перерождении в слизь», «Re: Zero — жизнь с нуля в другом мире», «Оверлорд» и многие другие наименования. И хотя перечисленные нами аниме, в основном, получили положительные отзывы и понравились критикам, но вместе с ними на рынке обозначились и исекаи куда меньшего качества. Снимали их буквально под копирку, а само количество таких аниме откровенно пугало всех. Естественно, маятник «качнулся» в обратную сторону. Исекаи попали в немилость и у критиков, и у зрителей. Дошло до того, что на японских конкурсах проекты в этом жанре просто стали запрещать.
К любому новому аниме в жанре исекай относились с огромным подозрением. Интернет-пользователи писали, что «исекай умер как жанр» и ничего нового никто сказать уже не сможет. Однако это не остановило... корейцев. Южная Корея как страна вообще отличается умением брать чужие идеи и создавать из них более качественные продукты. Несмотря на то, что в Японии жанр действительно частично «умер», в Корее появилось огромное количество произведений — манхвы, фильмы, дорамы, новеллы, — которые рассказывают истории попаданцев. Особенно выделился жанр «злодеек».
В таких произведениях речь идет об обычных девушках из XXI века, которые после своей смерти (или из-за других обстоятельств) попадают в фэнтезийные миры книг или игр, с которыми они были знакомы раньше. Вот только попадают они туда, «занимая тело» злодеек, а не главных героинь. Наиболее популярным в этом жанре стало произведение «Единственный исход злодейки — смерть». К слову, в России его издает МИФ. У них же есть и другие истории о попаданках. Одна из лучших — «Все равно это исекай».
Казалось бы, жанр стал откровенно «женским». Но не тут-то было. Все в той же Корее придумали «Поднятие уровня в одиночку». И хотя это произведение сложно назвать однозначным исекаем, но определенные элементы из этого жанра сделали его невероятно популярным.
В итоге сейчас исекай считается «низким» жанром, но, несмотря на это, читать и смотреть такие произведения продолжают миллиарды интернет-пользователей.
А что насчет попаданцев?
Как вы поняли, жанры историй про попаданцев и классический исекай во многом схожи между собой. И если вы думаете, что этот жанр популярен только среди любителей манги и аниме, то сильно заблуждаетесь. В качестве примера предлагает вспомнить фильм «Человек-паук: Нет пути домой». В этой картине речь идет о героях, которые путешествуют среди разных миров, пытаясь найти дорогу обратно к себе. Разные версии Человека-паука сталкиваются между собой и с удивлением обнаруживают необычные различия даже в способностях.
Отчасти под жанр попаданцев попадает и «Холоп», который получил просто огромную кассу. И последний «Дэдпул», ставший невероятно популярным, тоже рассказывает историю о путешествии в разные миры. А помните фильм «Иван Васильевич меняет профессию»? Понимаете, на что мы намекаем?
Уверены, что продюсеры Netflix и других стриминговых сервисов уже заметили невероятную популярность жанра и в будущем будут снимать еще больше таких историй.
В чем же секрет?
Секрет успешности исекая и историй и попаданцах в том, что это более «понятная» фантастика. Одно дело, когда мы следим за путешествием хоббита Фродо Беггинса, но совершенно другой эффект получился бы в том случае, если бы нести кольцо пришлось, например, курьеру, офисному работнику, менеджеру XXI века. Поскольку ассоциировать себя с героем намного проще, растет вовлечение.
Читатель или зритель наблюдает за адаптацией своего современника в мире, который не имеет ничего общего с нашей реальностью. Он задумывается о том, пошел бы тем же путем или что-то изменил. И именно это эмоциональное вовлечение играет решающую роль. К тому же многим интересно, решит ли герой вернуться в реальность или решит остаться в мире, где он куда более значителен.
Так что, несмотря на огромное количество негативных отзывов, жанр исекай и истории о попаданцах не перестанут быть популярными в ближайшее время.