История скандальной картины: почему «Неизвестная» Ивана Крамского шокировала публику, и кто на ней изображен
Как появилась картина?
Период, на который пришлось создание картины, был тяжелым для Ивана Крамского: в 1880-е у художника погибло два сына, а у него самого диагностировали аневризму сердца. Подсознательно он понимал, что ему оставалось недолго, а потому с особым рвением стал искать спонсора. До этого Крамской рисовал только по заказу, и напоследок ему хотелось полностью погрузиться в искусство ради искусства, а не ради денег.
Но, к большому сожалению художника, ни один спонсор не откликнулся на эту просьбу — даже Третьяков, которому нравились портреты Крамского. В этот сложный период и появилась, словно из ниоткуда, картина «Неизвестная». Ни в обширном эпистолярном наследии художника, ни в воспоминаниях и дневниках современников нет никаких заметок о работе над портретом, будто он писал его в тайне от всех.
«Неизвестная» сразу же стала самым громким событием одиннадцатой выставки Товарищества передвижников. Картина показалась публике крайне развратной — она перешла в категорию «18+». По масштабу скандал был не таким крупным, как это было 20 лет назад с выходом «Олимпии» Эдуарда Мане. Но, тем не менее, российская публика охотно строила самые разные догадки о том, с кого писал художник девушку на картине. Сам же Крамской лишь тактично отмалчивался, не давая никаких комментариев.
Почему картина возмутила публику?
Современники художника с легкостью могли определить социальный статус девушки. Для нынешней публики, мода и этикет которой поменялись, эта задача представляется сложнее. Нужно обратить внимание на внешний вид девушки: на ней надеты небольшая бархатная шляпка «Франциск» с белым страусовым пером, манто «Скобелев» с собольим мехом и атласом, кожаные перчатки, вывернутые изнанкой.
На то время эти вещи были по-настоящему модные и крайне дорогие — все в образе девушки кричало об обеспеченности. Но для аристократии конца XIX века подобный стиль был нехарактерен: с приходом капиталистических отношений потомственное дворянство, не привыкшее к труду и предпринимательству, начало беднеть. Дамы из высшего общества не носили все свои лучшие вещи сразу: это был удел нуворишей (от французского nouveau riche — новый богач или скоробогач) и кокоток.
Все модные и дорогие предметы гардероба выдавали в «Неизвестной» девушку полусвета, куртизанку, у которой были отношения с крайне обеспеченным мужчиной. Критик Стасов писал о картине: «Кокотка в коляске!» К тому же, девушка на картине нарушила другое правило приличия: она едет одна в двухместной повозке. Порядочные дамы того времени должны были перемещаться только в сопровождении: отца, супруга, брата, подруги или компаньонки.
С кого Крамской писал «Неизвестную»?
Люди строили множество догадок о том, кого художник мог изобразить на картине. Так, некоторые считают, что Крамской писал свою дочь Софью. Однако странно, что отец захотел бы представить своего ребенка в подобной роли. Поэтому исследователи отставили эту теорию в сторону — с детьми у Ивана Николаевича были хорошие отношения.
Другая же версия заключается в том, что художник вдохновился крестьянкой Матреной, которая вышла замуж за дворянина Бестужева, несмотря на все общественные предрассудки.
Третья же версия гласит, что на картине изображена Екатерина Долгорукая, которая долгие годы являлась любовницей, а затем и супругой царя Александра II. Некоторые считают так потому, что у девушки, столь грубо нарушавшей все общественные нормы, должно быть настоящее основание в виде авторитета царской особы. Подобно героине картины, Александр и Екатерина не слишком следовали правилам. Так, княжна во время отдыха в Крыму часто отправлялась на прогулки одна, о чем фрейлины императрицы возмущенно писали в своих дневниках. Она также, не скрываясь, вместе с Александром ездила в открытом экипаже. Об этом Екатерина писала: «Я обожаю управлять твоим кабриолетом, прижимаясь вся к твоему красивому телу, которое мое — так бы всего и съела». Однако сложно сказать, действительно ли ее хотел изобразить художник. Сам Крамской об этом никогда не говорил и не писал — даже в личных дневниках.
Пожалуй, эта тайна и сделала картину особенно интересной и известной среди публики. Картину Крамского любят не только на родине — ее обожают на Востоке. В Японии и Корее «Неизвестную» ставят даже выше «Джоконды» Да Винчи.