Маргарет «Пегги» Гуггенхайм родилась в 1898 году в Нью-Йорке в семье богатых промышленников. В 1912 году ее отец погиб на «Титанике», оставив дочери наследство, которое сегодня составило бы около 7 миллионов долларов. К слову, по меркам Гуггенхаймов это было «скромное» наследство, но Пегги сумела использовать эти деньги так, что они изменили историю искусства. Едва дождавшись 18-летия девушка вступила в права на наследство и отправилась в Париж. Она попала в самую гущу событий, поскольку тогда в столице Франции собирались художники самых разных жанров. Пегги начинает интересоваться искусством и вкладывается в живопись — здесь огромную роль сыграло ее знакомство с Марселем Дюшаном. Именно он сказал приятельнице, что приобретать работы признанных мастеров не стоит — куда лучше потратить деньги на молодых и перспективных художников. И, как оказалось, у Гуггенхайм был особый талант распознавать наиболее талантливых — она покупала работы Пикассо, Кокто, Кандинского, Дали, Поллока и других, когда о них еще никто не слышал. К слову, когда Пегги спросили, как она потратила свое наследство, она ответила: «На защиту современного искусства... и на себя, конечно».
Женское лицо современного искусства: кто такая Пегги Гуггенхайм
От богатой наследницы до покровительницы искусств


В 1938 году Пегги обосновалась в Лондоне и открыла галерею современного искусства. Ее первая выставка была посвящена Жану Кокто, а вторая — Василию Кандинскому. Показательно, что даже название галереи было одновременно и шуткой, и маркетинговой уловкой — она использовала фамилию Гуггенхайм. Guggenheim Jeune — отсылка и противопоставление с дядей Соломоном, который был известным коллекционером классического искусства. Предприятие оказалось убыточным, но Пегги это не остановило.
Она принялась спасать полотна художников от Второй мировой войны. Гуггенхайм покупала по одной работе в день, концентрируясь, в основном, на сюрреалистах, абстракционистах и кубистах.
Художники, о которых мы узнали благодаря Пегги
Джексон Поллок

Пегги первой заключила с ним контракт, выплачивая ежемесячное содержание и организовав его первую персональную выставку. Она даже заказала ему роспись для своей столовой. В итоге Поллок стал лидером абстрактного экспрессионизма. Его работы сейчас стоят десятки миллионов долларов. А в 2006 году картину «№ 5, 1948» продали за 140 млн долларов — на тот момент полотно было самой дорогой картиной в мире.
Макс Эрнст

Пегги не только поддерживала его творчество, но и была замужем за ним несколько лет. Благодаря ей его работы попали в крупнейшие музеи мира, а сам он внес огромный вклад в развитие авангарда.
Марк Ротко

Пегги была в числе первых, кто оценил абстрактный экспрессионизм художника. Она же помогла организовать первые выставки. С ее помощью и благодаря собственному таланту Марк стал одним из самых известных и влиятельных американских художников второй половины XX века.
Василий Кандинский

На Западе в ту пору мало кто понимал абстрактное искусство, из-за чего Кандинский мог остаться неизвестным никому художником. Этого не произошло, благодаря Пегги Гуггенхайм.
Наследие Пегги Гуггенхайм
Влияние Пегги Гугенхайм на мир искусства сложно переоценить — она фактически создала современный арт-рынок таким, каким мы знаем его сегодня. Она первой начала систематически приобретать работы живущих художников, когда это казалось безумием, и разработала принципы оценки современного искусства, которыми галеристы пользуются до сих пор. Благодаря ее революционному подходу абстрактное искусство стало понятнее широкой публике — она умела объяснять сложные концепции простым языком и не боялась экспериментировать с форматами выставок. Создав один из первых музеев современного искусства и написав откровенные мемуары о художественной жизни XX века, Пегги заложила основы для образовательной деятельности в сфере современного искусства.

Ее наследие живет в методах работы современных галерей, в системе поддержки молодых художников, в принципах формирования музейных коллекций. Именно Пегги Гугенхайм первой начала рассматривать современное искусство как серьезную инвестицию, что полностью изменило отношение к работам живущих художников. Сегодня каждая галерея, поддерживающая молодые таланты, каждый коллекционер, вкладывающий деньги в современное искусство, в какой-то степени следует путем, который проложила эта удивительная женщина.