Как 50 Cent прославился на весь мир, а потом едва не уничтожил жанр — при помощи Канье Уэста

Его можно смело назвать одним из самых успешных рэперов в мире
Как 50 Cent прославился на весь мир, а потом едва не уничтожил жанр — при помощи Канье Уэста
GettyImages

Кертис Джеймс Джексон родился в бедном районе Нью-Йорка, и его детство трудно назвать счастливым. Отец бросил семью еще до появления мальчика на свет, а мать будущего рэпера убили, когда ему самому было всего 8 лет. Кертису приходилось несладко — он даже торговал запрещенными веществами, но вскоре решил заняться музыкальной карьерой. И хотя это было верное решение, из-за него в Джексона выстрелили 9 раз.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поначалу у 50 Cent ничего не получалось, но его довольно быстро заметил Эминем и буквально привел к Dr. Dre. В сотрудничестве с ними рэперу удалось записать Get Rich or Die Tryin’ — он вышел в далеком 2003 году и полностью перевернул всеобщие представления о гангста-рэпе.

Что важно знать об этом направлении? Оно было популярным, но только благодаря сарафанному радио. Да-да, группа N.W.A. (они были едва ли не главным популяризаторами жанра) была вынуждена отменять концерты из-за полиции. Другим артистам тоже приходилось несладко. Несмотря на всю свою популярность и любовь народа, они не существовали для радиостанций. Все изменилось только после смерти Тупака Шакура и Бигги Смоллза. Игнорировать гангста-рэперов больше было невозможно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
50 Cent
50 Cent
Legion-Media

Но даже в то время выглядели они все приблизительно одинаково, да и читали примерно об одном и том же — о сложностях жизни в гетто, преследованиях полиции, преступлениях, стрельбе. Тогда-то на сцену и вышел 50 Cent — и сразу стал одним из самых привлекательных коммерческих продуктов жанра. Почему? Все просто — сработала самая обычная гиперболизация.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кертис был самим воплощением брутальности — носил бронежилеты и цепи, снимался исключительно с оружием. Если вы внимательно присмотритесь к рэперам нулевых, то очень многие из них, на самом деле, тщательно подражали именно 50 Cent (а не Эминему, Снуп Догу или Тупаку). Старались одеваться и выглядеть в точности как он. Джексон представлял собой собирательный образ идеального гангста-рэпера. По крайней мере такого, каким его видели люди, ничего не знавшие о суровых реалиях гетто. Именно поэтому нередко говорят о том, что успех 50 Cent строился на детях и подростках — им такие гиперболизированные образы на тот момент очень нравились.

Но, конечно, все не может держаться исключительно на внешности. И вот с музыкальной составляющей альбома Get Rich or Die Tryin’ Кертису очень помогли Dr. Dre и Эминем. У первого было достаточно много таланта и денег для того, чтобы создать простой, но мелодичный гангста-рэп, внедрив в него оркестровые элементы. А второй помогал различными интересными идеями и текстами. При всей кажущейся простоте, создать такие треки, как Patiently Waiting, In da Club и Many Men (Wish Death) было бы просто невозможно без соответствующего оборудования, инструментов и специалистов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
50 Cent
50 Cent
Legion-Media

И все было бы хорошо, ведь 50 Cent нисколько не врал — для него выбор был действительно простым. Если бы он не стал музыкантом и не разбогател, но действительно просто умер или сел в тюрьму, учитывая род его занятий до этого. Так что в искренность его песен верили, а ношение бронежилета после 9 выстрелов казалось уже не таким уж глупым. Но все стало гораздо хуже потом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во-первых, 50 Cent и Dr. Dre подняли гангста-рэп на невероятный коммерческий уровень, так что подражателей стало крайне много. Во-вторых, сам Кертис не хотел экспериментировать. Вероятнее всего, он изначально относился к музыке исключительно как к способу заработка. Так что просто штамповал довольно похожие друг на друга альбомы, пока не обзавелся достаточным количеством средств, чтобы заниматься другим бизнесом. А на сцену начали один за другим выходить артисты нового формата рэпа. И одним из них был Канье Уэст.

Канье Уэст
Канье Уэст
GettyImages

Канье и Кертис решили устроить между собой небольшое соревнование — почти дружеский поединок, поскольку реальной вражды между ними не было. Музыканты выпустили свои альбомы в один день. У Уэста вышел Graduation (именно оттуда хит Stronger), а у 50 Cent — Curtis.

Этот момент был одним из решающих в постепенном упадке гангста-рэпа как такового. На своем примере Канье демонстрировал, что быть сильным не значит скрывать эмоции и не говорить о них — не менее мужественно можно и демонстрировать свои чувства, не боясь издевок. Он не был гангста-рэпером, но был абсолютно честным и искренним в каждом своем альбоме. И его музыка менялась вместе с ним. Именно поэтому людям стало куда интереснее наблюдать за «настоящим» Канье, чем за 50 Cent, который остался собирательным образом. Вместе с этим выросла популярность и других рэперов, которые не боялись экспериментировать. Более популярным стал, например, Мак Миллер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
50 Cent
50 Cent
GettyImages

Гангста-рэп, впрочем, остался существовать как жанр — он просто перестал быть популярным и вернулся туда, откуда возник — на улицы. И если многих артистов это задело, но не 50 Cent. У него к тому моменту было уже более чем достаточно сторонних проектов, благодаря чему ему вовсе не нужно было заниматься музыкой. Сам он не раз подчеркивал, что считает одним из главных своих умений способность адаптироваться в изменяющемся мире. Так что даже уход из большой музыки на Кертисе практически никак не сказался, ведь к тому моменту он уже был выдающимся бизнесменом. А вот его старые песни остаются безусловными хитами, которые не теряют популярности до сих пор — так что о концертной деятельности можно не переживать.