Как Ханс Циммер изменил звучание Голливуда: лучшие киноленты с музыкой легендарного композитора
Ханс Циммер — талантливый композитор, чья музыка не раз звучала во всеми любимых кинолентах. Он родился во Франкфурте-на-Майне и едва ли не с пеленок начал интересоваться творчеством. Так, уже в три года Ханс начал играть на фортепиано, правда, уже через две недели его интерес угас.
Все изменилось со смертью отца. Шестилетний мальчик принял взрослое решение «по-настоящему серьезно относиться к музыке, потому что она была его убежищем». Музыка стала для него возможностью «выпускать монстров на свободу, чтобы убедиться в том, что смотреть им в глаза не так уж страшно».
В 14 лет Циммер переехал в Англию. Мальчика постоянно исключали из школ, потому что он редко посещал занятия: игра на музыкальных инструментах нравилась ему куда больше учебы. А после выпуска Ханс начал писать джинглы (короткие мелодии) для рекламы. Позже Циммер устроился на работу к композитору Стэнли Майерсу. «С первого дня, когда я стал его ассистентом, он просто позволял мне что-то писать.. Я подумал, что это здорово, что существует такая система, при которой кто-то, кто действительно много знает, предоставляет тебе пространство и поддержку, воспитывает тебя и дает шанс», — рассказывал Ханс.
Настоящим прорывом в карьере Циммера стала работа над фильмом «Человек дождя». Жена продюсера поставила ему старый диск Ханса, и ее супругу так понравилось, как играл композитор, что он пригласил его поработать над проектом — так Циммер получил первую номинацию на «Оскар».
Сегодня Ханс Циммер уже не нуждается в представлении. Именно он стал пионером, смешивающим электронное звучание с классическими инструментами. Такой способ помог ему не раз создать уникальную атмосферу в кинолентах.
Давайте вспомним знаковые проекты в карьере Ханса Циммера.
«Король лев», 1994 год
Раньше музыку для всех мультиков Disney писал Алан Манкен, на счету которого было множество наград. Однако создателей «Короля Льва» так впечатлила работа Циммера для фильма «Сила личности», что они пригласили его в проект. Изначально Циммер, прежде не имевший дела с мультфильмами, думал, что лента будет очень легкой и детской, поэтому не слишком хотел работать над музыкой. Однако позже понял, что она затрагивает серьезные темы. Кроме того, Ханс, как и главный герой, в раннем возрасте потерял отца, поэтому работа над фильмом приобрела большое значение.
Циммер вдохновлялся традиционной африканской музыкой и аранжировками для хора южноафриканского композитора Лебо М., который, кстати, и спел во вступлении. В результате «Король Лев» получил два «Оскара»: за лучший оригинальный саундтрек — ее забрал Циммер, и за лучшую песню — ее получил Элтон Джон. Кстати, музыкант присоединился и к созданию киноверсии в 2019 году.
«Гладиатор», 2000 год
Ханс Циммер — творец, но не индивидуалист. Он не раз заявлял, что считает правильным упоминать каждого человека, который работал вместе с ним над музыкой — и это становилось проблемой, ведь кредиты к композициям оказывались слишком длинными. Так, для работы над «Гладиатором» Ридли Скотта он пригласил Лизу Джеррард. Именно она исполняла вокальные партии в саундтреках. «Я отдал ей соавторство, хотя Лиза и не писала основную тему, ее присутствие и вклад оказывали большое влияние [на музыку]. Она была больше, чем просто солисткой», — рассказывал композитор.
Более трех месяцев они записывали музыку, экспериментируя со звучанием. Нередко к ним присоединялся режиссер, который просто сидел и слушал, каким получается результат. А вот продюсер Стивен Спилберг не был уверен в том, что голос певицы походит для проекта, но Циммер его переубедил. Теперь, кажется, что без голоса Джеррард уже невозможно представить легендарную сцену с колосьями. И работа творческого тандема была высоко оценена — музыканты получили «Золотой глобус» за лучший саундтрек.
«Пираты Карибского моря», 2003-2011
Вы удивитесь, но изначально Ханс Циммер не верил, что у режиссера Гора Вербински получится снять достойную киноленту о пиратах. Именно поэтому за музыку в первой части франшизы отвечал Клаус Бадельт, к которому чуть позже присоединился композитор. Им удалось создать партитуру, которая фантастически красива, но все же напоминает о непредсказуемом характере капитана Джека Воробья.
Для следующих лент Циммер уже писал музыку самостоятельно. И по мере развития персонажей менялось и звучание. Фильмы были наполнены как заводными, так и трагичными мелодиями, которые и без слов рассказывали о переживаниях героев.
Трилогия о Бэтмене, 2005-2012
Режиссер Кристофер Нолан трижды снимал киноленты о Бэтмене. И для работы над каждой из них он приглашал Ханса Циммера. «Это были 12 лет моей жизни. Мне кажется, нам удалось придумать новый способ повествования истории... Я думаю, что звучание этих фильмов повлияло на то, какой стала музыка вокруг нас», — признавался композитор в интервью.
В «Бэтмене: Начало» преобладали оперные мотивы, которые отсылали к комиксам, послужившим исходником. «Никто из нас никогда не думал, что мы будем снимать продолжение. Мы просто взялись за один фильм и вложили в него все», — делился Циммер. Затем он продолжил экспериментировать, чтобы с помощью музыки усилить ощущение эпичности происходящего. Так, создавая тему Джокера, музыкант намеренно сочетал спокойное монотонное звучание с ударными, чтобы вызвать чувство тревожности от того, что неминуемо случится что-то страшное.
«Начало», 2010 год
Композитор множество раз сотрудничал с Кристофером Ноланом, поэтому неудивительно, что именно он написал музыку к «Началу». Циммер создавал партитуры уже во время съемок проекта. «Я начал посылать Кристоферу музыкальные фрагменты, не сообщая, куда они должны идти, просто чтобы посмотреть, разберется ли он», — рассказывал композитор.
А для создания треков Циммер собрал весь оркестр в студии и повесил над каждым участником микрофон, чтобы ни один звук не был упущен. Композитор экспериментировал, сочетая духовые инструменты, гитару (для этого пригласили гитариста The Smiths Джонни Марра) и электронику. Нолан специально не ограничивал своего коллегу никакими рамками для того, чтобы ему удалось написать музыку именно такой, какой он ее представляет. «Ханс — один из великих мастеров в поиске звучания вещей», — так о нем отзывался режиссер. Думаем, у них получился уникальный тандем, которому от проекта к проекту удается удивлять зрителей завораживающей атмосферой, созданной с помощью визуальных и аудиальных приемов.
«Интерстеллар», 2014 год
И снова Кристофер Нолан вместе с Хансом Циммером сотворил шедевр. Интересно, что режиссер просто прислал музыканту лист, описывающий концепцию, затрагивающую отношения отца и ребенка (даже пол не уточнялся), и попросил написать произведение так, как чувствует композитор. Именно от этого звучания отталкивались при создании киноленты.
Обычно для космической тематики используют электронные звуки, но Циммер отправился в лондонскую церковь Темпл, чтобы записать музыку на органе 1926 года.
«Когда началось производство "Интерстеллара", мы сели и сказали: "Давай посмотрим, что мы уже успели сделать и что у нас осталось". Мы уже играли на духовых, на барабанах и на синтезаторах. И тогда Крис меня спросил: "А что насчет церкви?" — рассказывал Циммер в интервью. Кстати, для одной из тем он черпал вдохновение в легендарной песне Эдит Пиаф Non, je ne regrette rien.
Кажется, что сейчас музыка из «Интерстеллара» живет своей жизнью. Она настолько популярна, что многие и не догадываются, кем она была написана и для какого проекта. Взять хотя бы композицию Cornfield Chase — в одном лишь Тиктоке существует более 2 миллионов видео с ее использованием, и это не считая отредактированных версий и каверов музыкантов-любителей.
«Скрытые фигуры», 2016 год
Над партитурой для фильма о сегрегации Ханс Циммер поработал вместе с Фарреллом Уильямсом и Бенджамином Уоллфишем. Символично, что для ленты с тремя главными героями треки записывали три композитора. Для Циммера было важно написать такую музыку, которая бы не только идеально подходила к образу людей, стремившихся покорить космос, но и отражала ситуацию темнокожих женщин, работающих в NASA.
Для записи саундтреков пришлось привозить в студию музыкантов со всей страны. «В материале чувствовалась эмоциональная преданность, которую я никогда раньше не слышал от оркестра», — делился Циммер. И чтобы создать некий мост между прошлым (действие фильма происходило в 1960-х) и настоящим, они использовали синтезаторы.
Несмотря на всю драматическую составляющую ленту, не обошлось и без комедийных элементов. Нередко в этот момент играли песни Фаррелла Уильямса.
«Дюна», 2021 год
И снова Циммер написал музыку для фильма о космосе и далеком будущем. Композитор был огромным фанатом произведений Фрэнка Герберта, поэтому с самого детства мечтал о том, чтобы когда-нибудь создать композиции для экранизации. А, как мы знаем, мысли материальны. Однако для него возможность создать новое звучание стала настоящим вызовом, ведь он хотел создать нечто уникальное, что никогда не слышал человек. «Когда я смотрел научно-фантастические фильмы, то всегда задавался вопросом: почему везде играет оркестр?» — возмущался Ханс.
Циммер провел неделю в штате Юта, чтобы услышать вой ветра. А для некоторых композиций были сконструированы специальные металлические инструменты, издающие необычные звуки. Кстати, как и в «Короле Льве» открывающие кадры начинаются с пения. Однако если в мультфильме оно более понятное и приятное для человеческого уха, то в этой ленте было сделано все, чтобы зритель задавался вопросом, что же он только что услышал?
А чтобы придать фильму еще больше «инопланетности», Циммер давал очень необычные задания музыкантам оркестра. «Я всегда повторял, что не нужно играть на флейте так, как вы привыкли. Играйте, будто вы изображаете ветер на пустынных дюнах», — рассказывал композитор. Над фильмом работала большая команда удивительных профессионалов, которым удалось передать атмосферу далеких планет и их обитателей. И за такую невероятную работу Ханс Циммер снова удостоился премии «Оскар».
Обратите внимание, что Ханс Циммер не только регулярно создавал новую музыку, но никогда не пытался остановиться на достигнутом и изучал новое. Особенно сильно композитора интересовала традиционная музыка разных народов мира. Уверенно миксуя между собой те или иные мотивы, Ханс создавал уникальные композиции, которые «рассказывают» собственные истории. Уверены, что вы никогда не спутаете его музыку ни с какой другой.