Как понимать современное авторское кино
Мы часто слышим словосочетание «авторское кино», однако мало кто может дать ему внятное объяснение. Чаще всего «авторским» называют все, что противопоставлено «массовому» и «развлекательному», но где проходит грань? Может ли многосерийный стриминговый сериал быть авторским? Как вообще отличить авторский фильм от других и есть ли у него конкретные маркеры?
С чего начать знакомство с современным авторским взглядом и как сформировать собственное понимание кинематографа, рассказывает директор университета креативных индустрий Universal University и директор Московской школы кино Мария Ситковская.
Разобраться, чем авторское кино отличается от развлекательного
В развлекательном кино за редким исключением мы не акцентируем внимание на режиссере: первично название, сюжет и даже главные актеры.
В авторском кино имя режиссера — ключевая характеристика фильма. Это такая модель съемочного процесса, при которой режиссер не только руководит съемкой, но и участвует во всех этапах кинематографического процесса, воплощая в жизнь собственные художественные концепции: написание сценария, подбор актеров, операторская работа, художественное оформление декораций, написание музыки, финальный монтаж фильма. В итоге режиссер несет полную ответственность за конечный результат и становится полноправным автором фильма, а не просто выступает как нанятый на проект профессионал. Авторское кино отражает внутренний мир и философию конкретного режиссера, и стать режиссером-автором для многих — вершина карьеры в кинематографе.
Посмотреть «золотую классику» авторского кино и прочитать обзоры кинокритиков
Яркие режиссерские работы навсегда завоевали свое место в истории кино. О них написано и сказано много, и на начальном этапе можно сопоставлять анализ профессиональных критиков и собственное ощущение от картины. Также пробуйте смотреть ленты самостоятельно и делать выводы, опираясь на персональное восприятие, а потом изучать статьи, специальные выпуски о кино и сравнивать впечатления от увиденного. Хороший материал для обучения «искусству зрителя» — работы Стэнли Кубрика, Ингмара Бергмана, Андрея Тарковского, Уэса Андерсона, Квентина Тарантино, Кристофера Нолана, Джима Джармуша, Хона Сансу.
Изучить историю кино и пробовать искать аллюзии на работы прошлых мастеров в лентах современных режиссеров
Многие режиссеры не пытаются создать новые кинематографические приемы, а используют то, что уже делали режиссеры прошлого. Работа с форматом кадра, сменой ракурса съемки в диалогах, нагнетание напряжения с помощью композиции кадра, искусство монтажа — все это так или иначе уже было. Тем интереснее понять, кто первый придумал ту или иную киномеханику, и в дальнейшем с легкостью находить «пасхалки» в более современных лентах. Помогут в этом картины Сергея Эйзенштейна, Чарли Чаплина, Альфреда Хичкока и других.
Разобраться, как устроены фестивали авторского кино, и следить за новинками
В современном кинематографе авторы часто готовят фильмы под фестивали. Ключевые из них проходят в Каннах, Венеции, Берлине, Сан Себастьяне, Токио, Москве. У каждого кинофестиваля есть своя особенность: итальянская «Мостра» — самая зрительская, в Каннах больше всего ценят эксперименты и сильное авторское высказывание, а Берлин любит фильмы на актуальные темы. Награды, полученные фильмом на кинофестивалях, как правило, гарантируют высокую художественную ценность фильма и признание самими кинематографистами. Есть также ряд российских кинофестивалей, заинтересованных в авторских проектах: VOICES (Вологда), «Окно в Европу» (Выборг), «Короче» (Калининград), «Маяк» (Геленджик), «Дух огня» (Ханты-Мансийск) и другие.
Изучить российское авторское кино и поддерживать наших режиссеров
В России сильна традиция авторского кино, и за десятилетия формирования кинематографической школы было немало разных и зачастую противоположных друг другу режиссеров — Андрей Тарковский, Никита Михалков, Андрей Звягинцев, Юрий Быков, Алексей Попогребский, Борис Хлебников, Кира Муратова. На смену им приходят молодые режиссеры, такие как Кантемир Балагов, Байбулат Батуллин, все чаще выбирающие нестандартные жанры: документалистику, экспериментальное кино, хроники путешествий, исследования локальных традиций. Это достаточно любопытно.
Обратите внимание на интересные кинодебюты:
- «Клетка ищет птицу» Малики Мусаевой — картина о несвободе женщин в условиях жизни на современном Северном Кавказе;
- «Блажь» Ильи Поволоцкого — меланхоличное роуд-муви о дочери, отце и их передвижном кинотеатре;
- «Эра» Вениамина Илясова — фильм о семье с неожиданным жанровым твистом и с отсылками к Параджанову;
- «Бери да помни» выпускника МШК Байбулата Батуллина — фильм про татарского мальчика и его отношения с дедушкой и бабушкой;
- «Тимир» Николая Корякина — тоже про героя-мальчика, но с элементами мистики;
- «Каникулы» выпускницы МШК Анны Кузнецовой — фильм про поездку подростков на театральный фестиваль;
- «Ниша» Антона Ермолина — картина, в которой критики усматривают связи с Дэвидом Линчем и традицией магического реализма.