Катерина Шпица: «Мне не мешает отсутствие диплома актрисы»
Grazia: По сюжету ваша героиня, медсестра, влюбляется в пациента, разработчика искусственного интеллекта. Получается, главная тема фильма – будущее и технологии?
Катерина Шпица: Не совсем. Я бы сказала, что здесь в центре внимания история о том, как по воле случая два человека находят друг друга и учатся видеть друг друга настоящими, такими, какие есть. Остальное – скорее второй план. Искусственный интеллект – полноценный герой картины: будучи изначально созданным в помощь человеку, он впоследствии выходит из-под контроля и мешает чувствам двух людей.
Grazia: А вы сами как относитесь к развитию искусственного разума? С опаской?
К.Ш.: Не то чтобы... Восстания машин я, например, вообще не боюсь. Что меня настораживает, так это то, что из-за развития технологий ослабевают когнитивные способности самого человека. Мы думаем, что, совершенствуя роботов, совершенствуем жизнь, но на деле есть риск сильно расслабиться. Часто представители современной молодежи недоумевают: зачем что-то учить, если можно просто сказать «Окей, Google»?
Grazia: Судя по трейлеру, главный персонаж, ученый Николя, находится в коме, а ваша героиня начинает испытывать к нему чувства. Объясните почему?
К.Ш.: Моя Эльза – девушка замкнутая. Живет в своем изолированном внутреннем мире, не доверяя миру внешнему и окружающим. Для женщины с израненной душой идеальным «собеседником» становится мужчина без сознания, которого она наделяет желанными качествами, заботится о нем, изливая на него нерастраченное душевное тепло.
Grazia: Уверена на сто процентов, что такая история заинтересует прекрасную половину человечества. А вот будут ли ее смотреть мужчины?
К.Ш.: Мне сложно предположить, кому она «зайдет». С женщинами еще более-менее ясно: многие из нас склонны к рефлексии. А вот с мужчинами... Я бы советовала этот фильм молодым людям, которые ходят в кино не только за яркой картинкой, взрывами, гонками и бешеной динамикой, но и любят глубокое, неоднозначное кино, стремятся проникнуть в суть вещей, постичь законы взаимодействия мужского и женского в каждом человеке и во вселенной в целом. У нас получилась тонкая философская вещь, которая не дает точной инструкции к действию. Она скорее поднимает вопросы, чем отвечает на них.
Grazia: Немного отстранимся от темы. Катя, насколько я помню, у вас нет профессионального актерского образования. Отсутствие диплома театрального вуза не сказывается на работе?
К.Ш.: Никаким образом. По профессии я юрист. А будущим летом исполнится 15 лет моей актерской карьере,
и ни разу мне не доводилось слышать скепсис по поводу образования в свой адрес. Обычно, если я чувствую недостаток навыков, я просто подкачиваю их сама, как мышцы в тренажерном зале. Читаю много теории. А еще никогда не стесняюсь просить советов у режиссеров. И конечно, учусь принимать критику – без этого никуда.
Grazia: То есть вы считаете, что актеру полезно слушать, как его ругают?
К.Ш.: О да. Я вообще думаю, что это сегодняшнее негласное правило быть деликатным и тактичным только притормаживает развитие.
Grazia: Вы про то, что люди из творческой среды редко получают честный фидбэк?
К.Ш.: Именно. В нашей индустрии случился бы невероятный прорыв, если бы мы наконец перестали из вежливости досиживать до конца на премьерах и начали бы уходить с откровенно плохих фильмов, наплевав на светские нормы, а потом писали бы неангажированные отзывы. Все-таки справедливость и хороший вкус – для нас, киношников, жизненно важные вещи.