Катерина Шпица: «Мне не мешает отсутствие диплома актрисы»

23 мая на большие экраны выходит драма «То, что никто не видит» латвийского режиссера Станислава Токалова. Незадолго до премьеры исполнительница главной роли Катерина Шпица рассказала Grazia, сложно ли быть актрисой с дипломом юриста, и объяснила, почему обязательно нужно уходить с плохого кино.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Grazia: По сюжету ваша героиня, медсестра, влюбляется в пациента, разработчика искусственного интеллекта. Получается, главная тема фильма – будущее и технологии?
Катерина Шпица: Не совсем. Я бы сказала, что здесь в центре внимания история о том, как по воле случая два человека находят друг друга и учатся видеть друг друга настоящими, такими, какие есть. Остальное – скорее второй план. Искусственный интеллект – полноценный герой картины: будучи изначально созданным в помощь человеку, он впоследствии выходит из-под контроля и мешает чувствам двух людей.
Grazia: А вы сами как относитесь к развитию искусственного разума? С опаской?
К.Ш.: Не то чтобы... Восстания машин я, например, вообще не боюсь. Что меня настораживает, так это то, что из-за развития технологий ослабевают когнитивные способности самого человека. Мы думаем, что, совершенствуя роботов, совершенствуем жизнь, но на деле есть риск сильно расслабиться. Часто представители современной молодежи недоумевают: зачем что-то учить, если можно просто сказать «Окей, Google»?
Grazia: Судя по трейлеру, главный персонаж, ученый Николя, находится в коме, а ваша героиня начинает испытывать к нему чувства. Объясните почему?
К.Ш.: Моя Эльза – девушка замкнутая. Живет в своем изолированном внутреннем мире, не доверяя миру внешнему и окружающим. Для женщины с израненной душой идеальным «собеседником» становится мужчина без сознания, которого она наделяет желанными качествами, заботится о нем, изливая на него нерастраченное душевное тепло.
Grazia: Уверена на сто процентов, что такая история заинтересует прекрасную половину человечества. А вот будут ли ее смотреть мужчины?
К.Ш.: Мне сложно предположить, кому она «зайдет». С женщинами еще более-менее ясно: многие из нас склонны к рефлексии. А вот с мужчинами... Я бы советовала этот фильм молодым людям, которые ходят в кино не только за яркой картинкой, взрывами, гонками и бешеной динамикой, но и любят глубокое, неоднозначное кино, стремятся проникнуть в суть вещей, постичь законы взаимодействия мужского и женского в каждом человеке и во вселенной в целом. У нас получилась тонкая философская вещь, которая не дает точной инструкции к действию. Она скорее поднимает вопросы, чем отвечает на них.
Grazia: Немного отстранимся от темы. Катя, насколько я помню, у вас нет профессионального актерского образования. Отсутствие диплома театрального вуза не сказывается на работе?
К.Ш.: Никаким образом. По профессии я юрист. А будущим летом исполнится 15 лет моей актерской карьере,
и ни разу мне не доводилось слышать скепсис по поводу образования в свой адрес. Обычно, если я чувствую недостаток навыков, я просто подкачиваю их сама, как мышцы в тренажерном зале. Читаю много теории. А еще никогда не стесняюсь просить советов у режиссеров. И конечно, учусь принимать критику – без этого никуда.
Grazia: То есть вы считаете, что актеру полезно слушать, как его ругают?
К.Ш.: О да. Я вообще думаю, что это сегодняшнее негласное правило быть деликатным и тактичным только притормаживает развитие.
Grazia: Вы про то, что люди из творческой среды редко получают честный фидбэк?
К.Ш.: Именно. В нашей индустрии случился бы невероятный прорыв, если бы мы наконец перестали из вежливости досиживать до конца на премьерах и начали бы уходить с откровенно плохих фильмов, наплевав на светские нормы, а потом писали бы неангажированные отзывы. Все-таки справедливость и хороший вкус – для нас, киношников, жизненно важные вещи.