«Кинотавр»-2014: яркие моменты
«Кинотавр» последних лет представляет довольно тяжелую для восприятия конкурсную программу.
Неудивительно, что она вызывает неоднозначную реакцию зрителей – и чем дальше, тем шире пропасть между прокатными фильмами и фестивальными. Первые, как правило, становятся все ярче, легче и все более незапоминающимися, а те, что мы видим на «Кинотавра», – строже, жестче, больнее и страшнее.
Пугающие они, как правило, по сути: забыть их невозможно – вот уже сколько лет «Волчку», а кадры из картины до сих пор стоят перед глазами. И в этом мне видится главное противостояние фестиваля: синее-синее море, огромное небо, толпы отдыхающих и темный зал Зимнего театра, в котором два раза в день сердце переворачивается.
Мне кажется, совершенно невозможно спокойно спать после просмотра фильма «21 день» Тамары Дондурей.
Хочется вот прямо сейчас уехать от этой беззаботной жизни и прийти в хоспис. И... я даже не знаю, что сделать... Приголубить бабушку, обнять ее.
Надеюсь, что подобные эмоции испытают многие, и не только я в итоге заставлю себя раскрыть глаза и научусь смотреть дальше отражения своей семьи в зеркале, видеть чужую жизнь.
Почти вся конкурсная программа заставляет чувствовать себя неуютно, и мне кажется это правильным.
Взять хотя бы «Класс коррекции» Ивана И. Твердовского – становится физически жутко, когда понимаешь, что все это происходит рядом с тобой, а ты бездействуешь.
Не менее шокирующая лента – «До свидания мама» Светланы Проскуриной.
Смотришь ее и вздрагиваешь – потому что не знаешь, на чьей ты стороне, – во многом благодаря точной пронзительной работе исполнительницы главной роли Александры Ребенок.
Я для себя твердо решила: обязательно посмотрю все конкурсные картины – именно потому, что жить в ракушке, прикрываться панцирем и делать вид, что твоя хата с краю, в корне неверный путь.
А начну, пожалуй, с «Кино про Алексеева» Михаила Сегала.
Мне близко его чувство юмора: две предыдущие работы режиссера я посмотрела на одном дыхании.
Продолжу фильмами «Еще один год» Оксаны Бычковой, «Звезда» Анны Меликян и «Испытание» Александра Котта.
Образно выражаясь, мягко постелю картинами авторов, которых давно знаю и люблю, а потом – нырну в мир неизвестных мне ранее художников.
И пусть мне будет тревожно. Зато потом я выйду на солнце – и появятся силы не только жить, но и делать мир лучше.
ФОТО: ИТАР-ТАСС; PRESONA STARS; АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ