Кто такая «девушка Гибсона» и почему все женщины на рубеже XIX-XX веков стремились быть на нее похожей
Кто такая «девушка Гибсона» и как она появилась?
В 1890-х американский художник Чарльз Дан Гибсон в одном из журналов опубликовал серию графических портретов, которые изображали девушек, попавших в различные бытовые ситуации. И они занимались тем, что общество порицало — женщинам нежелательно было плавать, много читать, кататься на велосипедах и прогуливаться в одиночестве. Одновременно с этим «девушки Гибсона» красивы и соблазнительны, умели ухаживать за собой и своей внешностью.
Стандарты того времени касались и характеров. Девушки должны были получить отличное образование, оставаясь остроумными, активными в общении и жизнерадостными. Они обязательно имели несколько хобби, не сплетничали и ставили себя выше социума, которое только и радо распускать слухи и с ненавистью обсуждать за спиной других людей. При этом важно было не переходить грань, превращаясь в высокомерную и горделивую особу. Такие женщины ставили себя на первое место, и цель их жизни — личная самореализация, а не создание семьи.
В отношениях с мужчинами «девушка Гибсона» доминировала — она была напориста и независима. И к браку такая женщина не стремилась, стараясь сохранить свое личное пространство. Этот прогрессивный на то время взгляд сразу же свел с ума публику. «Девушка Гибсона» стала настоящим феноменом в Америке: она появлялась в линейках одежды, в опереттах и песнях, даже в домашнем текстиле и предметах декора — на веерах, блюдцах, пепельницах. Женщины повсеместно стали одеваться и вести себя как идеал, созданный художником.
Как выглядела идеальная девушка по мнению Гибсона?
Гибсоновская девушка высокая, а фигура у нее — непременно песочные часы: пышная грудь и бедра, тонкая талия. Она молода и обладает неземной, эфемерной красотой — только истинный ценитель способен понять ее в полной мере. У гибсоновского идеала длинные волосы, которые убраны в высокую и объемную прическу буффант, шиньон или помпадур.
Девушка непременно должна была следовать всем трендам в моде того времени — длинное платье простого кроя. Корсет туго схватывал талию, делая на ней акцент и создавая силуэт песочных часов.
Какими были «девушки Гибсона» в жизни?
«Я расскажу, как получил то, что вы назвали девушкой Гибсона. Я видел ее на улицах. Я видел ее в театрах. Видел в церквях. Я видел ее везде и во всех сферах деятельности. Я видел, как она бездельничала на Пятой авеню. И как она работала за прилавками магазинов... Нация создала этот тип. Нет никакой девушки Гибсона. Но есть тысячи американских женщин. И за это давайте все вместе поблагодарим Бога», — признавался сам художник.
Но общепризнанным идеалом, «девушкой Гибсона», называли Камилл Клиффорд. Она была победительницей конкурса, учрежденного самим художником для того, чтобы найти настоящее воплощение портрета. И американка бельгийского происхождения стала тем самым идеалом. До этого Камилл была не слишком популярной актрисой, но благодаря победе в конкурсе приобрела небывалую славу. Ее фотографии размещали везде: начиная родными журналами и открытками и заканчивая даже стойками для зонтов.
Другим же воплощением «девушки Гибсона» стала Эвелин Несбит, известная модель, которая успела побывать на обложках таких модных журналов, как Vanity Fair, Harper’s Bazaar и Cosmopolitan. Соответствие идеалу красоты сделало еще более популярным. Но через 20 лет гибсоновский стандарт потерял свою значимость — во многом этому поспособствовала репутация Несбит, которая оказалась замешана в деле об убийстве. Кроме того, Первая мировая привнесла свои коррективы — девушкам уже было не до красоты и сковывающих нарядов: нужно было что-то удобнее и практичнее.