Культовые черно-белые фильмы, которые не потеряли своей актуальности и сегодня
В этой статье речь пойдет исключительно о тех фильмах, которые снимались черно-белыми за неимением других вариантов. Естественно, черно-белое кино появляется до сих пор, а хороших картин в этом жанре становится все больше с каждым годом. Но моя основная задача — подтолкнуть к просмотру тех лент, которые могут казаться неактуальными или старыми. Поверьте, многие из них точно останутся в вашей памяти надолго.
«Гражданин Кейн»
Этот фильм стал дебютом режиссера Орсона Уэллса и просто легендарным опусом. В картине 1941 года рассказывается о жизни газетного магната Чарльза Фостера Кейна — его, к слову, сыграл сам режиссер. Репортер решил узнать о прошлом главного героя с помощью других людей — и они делятся своими воспоминаниями, создавая нелинейное повествование. Таким образом Орсон стал первооткрывателем подобного раскрытия сюжета. Отдельно важно отметить работу оператора Грегга Толанда — не зря ему дали номинацию на «Оскар». Большинство приемов, которые он использовал, были совершенно новыми для голливудского кино того времени.
Что удивительно — «Гражданин Кейн» не стал крайне популярным в свое время, хотя и получил множество номинаций на «Оскар». Более того, всего через несколько лет о нем практически все забыли. Однако спустя приблизительно 10 лет его стали регулярно показывать на международном уровне — тогда-то он и получил восторженные отзывы многих критиков. В том числе и легендарного Андре Базена.
«Касабланка»
Романтическая военная драма Майкла Кертиса вышла на экраны в 1942 году и стала настоящим эталоном того, что представляет собой Золотой Голливуд. Изначально это произведение должно было стать пьесой, но редактор Айрин Даймонд убедила продюсера Хэла Уоллиса приобрести права на неизданную пьесу. Хотя картина и создавалась как фильм категории А, никто не возлагал на нее особых надежд — режиссер и остальные члены съемочной команды и представить не могли, что смогут создать произведение, которое навсегда останется в сердцах тех, кто видел «Касабланку» хотя бы раз.
Если вы все еще не успели ознакомиться с этим шедевром, то обязательно посмотрите. Действие разворачивается на фоне Второй мировой войны и напоминает о таких важных понятиях как честь, верность, дружба и долг. В нем рассматривается тема любви и жертвы, которые интересовали творцов на протяжении всей истории человечества.
«Расемон»
«Расемон» — одна из самых известных картин культового японского режиссера Акиры Куросавы. И по сей день она входит во все топы самых великих фильмов всех времен. Детективная лента 1950 года получила «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, а также «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Не секрет, что название и место картина заимствовала у рассказа Рюноскэ Акутагавы «Ворота Расемон», а вот сюжет и персонажи были взяты из рассказа «В чаще». Что интересно — название этого рассказа в итоге стало идиомой, которой в Японии обозначают ситуацию, когда вывод сделать нельзя за недостаточностью или противоречивостью доказательств.
Итак, дровосек и странствующий монах прячутся от дождя в развалинах каменных ворот Расемон. К ним присоединяется прохожий крестьянин, которому эти двое рассказывают ужасную историю об убийстве самурая и изнасиловании его жены. Дровосек и странствующий монах присутствовали на заседании суда по этому делу. Все трое крайне удивлены тем, что точки зрения каждого из участников, в том числе и духа убитого, полностью отличаются друг от друга. Сам Куросава позднее пояснял: «Люди не умеют быть честными с собой. Даже персонаж, который уже умер, не может отказаться от своей лжи, когда разговаривает с живым через медиума. Эгоизм — тот грез, который несет в себе человек. Этот фильм подобен странному свитку с картинками, который разворачивается и мы видим эго. Некоторые говорят, что этот сценарий невозможно понять. Это потому что невозможно понять человеческое сердце».
«В бой идут одни "старики"»
Режиссер этой картины Леонид Быков поначалу хотел снимать свой фильм на дефицитную в 1970-х цветную пленку, но ему ее попросту не дали. Однако это не помешало самой картине стать поистине культовой. Фразы из этого шедевра разошлись на цитаты по всему Советскому Союзу, а героям фильма даже поставили памятники.
Сама картина повествует о потрясающей слаженности советских летчиков в годы Великой отечественной войны. И хотя кому-то в Госкино этот сценарий показался недостаточно «героическим», Леонида Быкова это не остановило, и он начал зачитывать его в разных уголках СССР, получив признание от советского народа. «Разговаривая с летчиками, участниками боев, мы поняли одну очень важную для нас вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном ее пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят. В этом была высшая мудрость — забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать — себе смену. Так родилась тема "В бой идут одни "старики"". И другая — не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: "Когда говорят пушки, музы молчат". Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях, кто берет с собой в бой всё светлое, человечное, за что и ведет битву с врагом», — пояснял позднее сам Леонид Быков.
«Семнадцать мгновений весны»
Советский 12-серийный художественный телефильм сняла Татьяна Лиознова в 1973 году. На такое внушительное произведения цветной пленки попросту не хватило — зато позднее культовую военную драму раскрасили. Правда, произошло это уже в нашем веке. В «Семнадцати мгновениях весны» прекрасно буквально все — потрясающий актерский состав с Тихоновым, Броневым, Табаковым, Евстигнеевым, Лановым и другими артистами, ставшими лицом советского кинематографа. Композитор Микаэл Таривердиев, который просто никогда не разочаровывает, да и поэт Роберт Рождественский тоже один из самых талантливых людей того времени.
Сам телефильм повествует о деятельности советского разведчика Макса Отто фон Штирлица (настоящее имя — Максим Максимович Исаев). Он получает от Центра задание узнать о сепаратных переговорах между Рейхом и западными союзниками (США и Великобританией) и, по возможности, их сорвать. Разрабатывая план операции, Штирлиц намерен встретится с высшим партийным деятелем Рейха — Генрихом Гиммлером. Однако счастливая случайность уберегла его от такого необдуманного шага. В противном случае Штирлиц наверняка мог полностью провалиться и погибнуть в застенках гестапо.
«Гроздья гнева»
«Гроздья гнева» — реалистичный роман американского писателя Джона Стейнбека, который был опубликован в 1939 году и быстро стал популярным — его даже удостоили Пулитцеровской премии. Не секрет, что экранизировать великие произведения крайне непросто, но, когда это получается хорошо, фильм моментально становится культовым. Так произошло и с картиной режиссера Джона Форда.
Поскольку сюжет о семье из центральной Америки, которая пытается найти возможность выжить на фоне Великой депрессии, она живо откликнулась многим американцам. Семье Джоад пришлось покинуть свою ферму из-за бедности и засухи — они направляются в Калифорнию, где, как им обещают, их ждут куда более вменяемые условия труда и заработной платы. В этом путешествии семья сталкивается со всевозможными трудностями. Но хуже всего то, что Джоады то и дело встречают людей, которые утверждают, что в Калифорнии все далеко не так хорошо и радужно, как им обещали. Герои оказываются в безработице и вынуждены терпеть унижения со стороны более обеспеченных людей. Но, что самое главное и потрясающее в этом произведении, оно все же пронизано состраданием и доказывает то, что вместе людям под силу преодолеть все.