Люк Бессон, о котором вы не догадывались

В день 66-летия французского режиссера рассказываем о его неизвестной стороне
Виктория Артемова
Виктория Артемова
Старший редактор сайта
Люк Бессон, о котором вы не догадывались
GettyImages

Режиссер, создавший Леона-киллера и синекожую диву из «Пятого элемента», в юности мечтал снимать дельфинов и был профессиональным дайвером. Человек, подаривший миру стильные экшн-блокбастеры, начинал с черно-белых артхаусных короткометражек о постапокалипсисе. А его первый полнометражный фильм «Последняя битва» и вовсе обходится почти без реплик.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Давайте нырнем в неизвестную вселенную режиссера, где подводные съемки соседствуют с комиксами, а голливудский размах прячет за собой почти болезненную застенчивость создателя. История Бессона — это история о том, как неудавшийся морской биолог превратился в одного из самых влиятельных режиссеров современности.

Когда море встречается с камерой

«Подземка»
«Подземка»
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

До того, как снять культовую «Подземку», Люк Бессон экспериментировал с короткометражками, и эти ранние работы уже содержали все элементы его будущего стиля. Первый фильм L'Avant Dernier (1981) демонстрировал постапокалиптический мир в духе будущего «Пятого элемента». Затем последовали Les Petites Sirènes и Entre chiens et loups, где явно прослеживается его одержимость подводной съемкой — следствие юношеской мечты стать морским биологом.

Особняком стоит 10-минутный Bunker Palace Hôtel, предвосхитивший визуальную эстетику «Никиты». В этих работах уже заметны фирменные приемы режиссера: контрастное освещение, динамичный монтаж, внимание к деталям и способность создавать напряжение без слов. Интересно, что многие визуальные решения из этих короткометражек позже «всплыли» в его полнометражных картинах, особенно операторские приемы подводной съемки, которые он впоследствии довел до совершенства в «Голубой бездне».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неснятое кино

«Леон»
«Леон»
Кинопоиск

В архивах Люка Бессона хранится целая коллекция несбывшихся кинематографических мечтаний. Самый известный из нереализованных проектов — продолжение «Пятого элемента», для которого был написан сценарий, но студия посчитала бюджет слишком рискованным даже для Бессона. Впрочем, учитывая нынешние тренды, мы не удивимся, если сиквел все же увидит свет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не менее интригующей могла стать его версия «Жанны д'Арк» с Натали Портман в главной роли — актриса покинула проект за несколько недель до начала съемок, что привело к серьезной переработке сценария и появлению в итоге совсем другого фильма с Милой Йовович.

Особняком стоит история экранизации манги, известной как «Боевой ангел». Люк Бессон годами мечтал снять ее, но в итоге права получил Джеймс Кэмерон. И хотя в целом картина окупилась — свою роль в этом сыграли режиссер экранизации Роберт Родригес и продюсер Джеймс Кэмерон, — многие остались недовольны. Вполне возможно, Люк Бессон, будучи настоящим любителем комиксов, справился бы намного лучше.

«Валериан и город тысячи планет»
«Валериан и город тысячи планет»
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интересна история несостоявшейся картины «Американская мечта» — политического триллера о медиамагнате, баллотирующемся в президенты США; проект был заморожен из-за слишком очевидных параллелей с реальными политическими событиями.

А еще у Бессона была мечта — снять масштабный эпос о взаимодействии людей и дельфинов. Он успел написать подробный сценарий и даже создал несколько концепт-артов, но сам фильм так и не увидел свет. Зато некоторые наработки позднее использовались в «Голубой бездне». Такая вот творческая рециркуляция.

«Пятый элемент»
«Пятый элемент»
Кинопоиск