Манипуляция на уровне подсознания: что такое гринвошинг и кто его использует
В 2018 году было проведено исследование Nielsen, которое показало, что 62% опрошенных готовы платить больше, если покупают товары экологичной марки. Однако многие компании этим пользуются и выдают себя за «зеленый» бренд, пытаясь ввести покупателя в заблуждение. Поговорим о данном явлении поподробнее!
Что такое гринвошинг
Гринвошинг (Greenwashing) – это особая форма маркетинга, при которой бренд безосновательно позиционирует себя на рынке как компанию, обращающую внимание на то, как ее продукция влияет на окружающую среду. То есть производители намеренно обманывают покупателей относительно свойств своей продукции. Термин «гринвошинг» образован от английских слов green («зеленый», «экологичный») и whitewashing («отбеливание», в значении «отбеливание репутации»).
Основные признаки гринвошинга
Использование зеленого цвета в упаковке
Зеленый создает иллюзию натуральности, и чаще всего покупатели, не проверяя состав или не углубляясь в процесс производства товара, подсознательно начинают считать такой товар экологичным.
Использование крафтовой упаковки
Бежевый и светло-коричневый цвета ассоциируются с чем-то натуральным. Хотя сам крафт требует для производства больше ресурсов, чем обычная бумага, и сложно перерабатывается. Для усиления эффекта на упаковке могут напечатать изображение растения или написать «полностью натуральный продукт», «органик» и др. Однако ничто из перечисленного не гарантирует экологичности товаров.
Несуществующая маркировка
На упаковке любят использовать различные маркировки «эко», «био», «органик», «натуральное», natural, «фито» и другие. Это первый звоночек о возможном гринвошинге. Чтобы покупатели не попадались на эту удочку, Экологический союз разработал бесплатное приложение Ecolabel Guide, в котором можно проверить, что за знак размещен на упаковке.
«Биоразлагаемая» упаковка
Такая упаковка чаще всего создана из пластика, содержащего специальные химические присадки, которые ускоряют процесс распада материала на крохотные частицы. То есть в результате получается тот же пластик, но в уменьшенном виде.
Даже если упаковка действительно сертифицирована как биоразлагаемая, то для процесса биоразложения нужны промышленные компостеры, так как в них можно создать необходимые условия. А в России нет ни таких заводов, ни инфраструктуры по сбору, сортировке и транспортировке биоразлагаемой упаковки.
Участие бренда в экоинициативах
Часть бренд демонстративно принимает участие в экологических акциях, чтобы у покупателей создалось впечатление, что и вся продукция бренда также экологична и полностью органична. Однако чаще всего это просто пиар.
Каким на самом деле должен быть экобренд?
Четких критериев того, какая компания/продукт может считаться экологичным, нет. Экологичность зависит от того, в какой отрасли работает компания или что это за продукт. Если это служба доставки еды, то она использует перерабатываемую упаковку и не кладет лишнее в заказ. Если это производитель косметики, то ингредиенты в составе продуктов сертифицированы по специальным системам, а упаковка пригодна для переработки. И так далее. Нужно смотреть на реальные действия, а не на заявления.Искренняя забота бренда об окружающей среде всегда вызывает доверие потребителей. Сегодня успешный бренд не только думает о прибыли, но и придерживается принципов экологической и социальной ответственности.
Реальные скандалы с «зеленым отмыванием»
Уличение брендов в гринвошинге происходит все чаще. Участниками скандалов становятся и широко известные бренды. В свое время в гринвошинге были уличены такие марки как Johnson’s Baby, Nivea, Yves Rocher, Volkswagen и другие.
Например, один из скандалов произошел с компанией H&M, которая стала принимать старые вещи на переработку. Однако, на самом деле большая их часть не доходила до переработки, а просто сжигалась, потому что это дешевле для компании.
Другим примером может являться российский бренд воды Waterful в тетрапаке. Компания позиционирует себя как экобренд, так как их упаковка воды более экологична, ведь они не используют пластик. Однако, этот совсем не так. Для переработки пластика в нашей стране гораздо больше возможностей, чем для переработки тетрапака, который сложно утилизировать, так как такая упаковка содержит несколько слоев. Более того, в тетрапаке три слоя пластиковой пленки.
К сожалению, в борьбе за покупателя бренды научились очень умело манипулировать. Порой распознать гринвошинг сложно не только обычному покупателю, но и эксперту. Единственный доступный сейчас инструмент проверки товара на «экологичность» – это подтвержденная экомаркировка, которую наносить на упаковку имеют право только те производители, которые прошли соответствующие независимые экспертизы.
Чтобы больше знать о теме заботы об окружающей среде, был создан интерактивный экологический сериал «#несвалка» о разумном потреблении и утилизации. Проект рассказывает о молодой семье, которая решает начать осознанный образ жизни, заботясь об окружающей среде. Каждая из шести серий «#несвалки» описывает один из способов разумного потребления, который может помочь изменить экологическую ситуацию на планете, — от отказа от пластика до повторного использования. Сериал доступен на официальном сайте проекта – несвалка.рф.