Minecraft — инди-игра, разработанная шведским программистом Маркусом Перссоном и выпущенная его студией Mojang AB. Причина популярности этой игры кроется, в первую очередь, в жанре. Задолго до всей остальной игровой индустрии Маркус решил сделать ставку на полноценную песочницу, где игрок сам придумывает себе цель и сам же ее достигает. Таким образом, ваша деятельность в игре ограничена исключительно вашим воображением.
«Minecraft в кино» — провал или абсолютный успех?
Адаптация видеоигр — задача, которая редко приносит создателям славу. Фанаты ждут идеального соответствия, а сценаристы вынуждены либо цепляться за исходный материал, либо изобретать новую историю. И если «Ведьмак» с его готовым эпичным сюжетом перекочевал на экран относительно гладко, то Minecraft — игра без сюжета, диалогов и четких целей — казалась провальным вариантом для экранизации. Но результат удивил всех.

Что такое Minecraft

Влияние этой игры на игровую индустрию сложно переоценить. К тому же она считается самой продаваемой игрой в мире. Естественно, что продюсеры захотели попытаться перенести эту магию в кино. Но, как вы поняли из нашего описания самой игры, это крайне сложная задача. В конце концов, каждая игра — это интерактив, который включает вас в повествование. В кино же все слишком строго — границы существуют, и пересечь их практически невозможно. Однако наличие в актерском составе Джека Блэка и Джейсона Момоа показалось нам отличным намеком на то, что в итоге зрителей будет ждать отменная комедия.
Что сказали критики
Подавляющее большинство критиков, которые познакомились с произведением до общей премьеры, были не слишком впечатлены. Редактор Rolling Stone отметил, что фильм не вызывает и десятой доли тех эмоций, которые испытываешь во время игрового процесса. Многие другие обвиняли создателей в отсутствии сколько-нибудь приличного чувства юмора. «Фильм Minecraft удручает тем, что он совершенно не пробуждает воображение, предавая саму идею своего оригинала», — так написали журналисты Hollywood Reporter.
С другой стороны, журналист The Independent отметил, что изначальная идея картины не так уж плоха — создатели пытались показать, что создавать нечто при помощи своего воображения куда сложнее, чем просто разрушать. Правда, в итоге сам фильм оказался живым доказательством их точки зрения — творчество в этом случае потребовало слишком много усилий.

С большей нежностью к картине отнеслись редакторы игрового издания IGN. «Этот фильм еще раз напоминает вам о том, что мир именно такой, каким вы его делаете. А Джек Блэк и Джейсон Момоа придают этому уроку особенный комичный шарм», — так сказано в рецензии издания.
В итоге на Metacritic у фильма рейтинг всего 47 из 100. К примеру, у «Одних из нас» этот рейтинг — 84 балла. А вот у сомнительной «Лары Крофт» с Алисией Викандер как раз 48 баллов. Вот только последний фильм откровенно провалился в прокате, собрав всего 274 млн долларов в 2018 году — тогда люди куда чаще ходили в кино.
Фильм — хит
Самое интересное началось уже после того, как критики высказали свои замечания. Уже дебютный уикэнд в мировом прокате принес «Minecraft в кино» 301 млн долларов. Это не просто лучший старт в этом году, но еще и рекорд среди киноадаптаций видеоигр по сборам в США за первый уикенд. Предыдущий лучший результат принадлежал картине «Братья Супер Марио в кино» — 146 миллионов долларов. Вскоре подтянулись и зрительские оценки. На портале Rotten Tomatoes рейтинг фильма составляет 49%, по версии критиков, и целых 87%, по мнению зрителей.

Аналитики уже говорят о том, что в подобных случаях негативные отзывы критиков ничего не значат. По словам эксперта Дэвида Гросса, в этом случае рецензии кинокритиков не важны, поскольку, когда картина становится хитом, она сама задает темп, а все прогнозы уходят в прошлое.
Почему это сработало?
Во-первых, фильм не пытался угодить хардкорным геймерам — это и невозможно в данном конкретном случае. Вместо этого он стал развлечением для родителей и детей, где знакомые элементы игры (крафт, мобы, алмазные мечи) превратились в фон для простой, но яркой истории.
Во-вторых, актерский дуэт Джейсона Момоа и Джека Блэка — настоящая находка. Даже самые слабые диалоги в такой потрясающей подаче будут смотреться интересно и легко.

Создатели не боялись метанарратива — они не стали бездумно копировать игру, а решили попробовать отразить ее философию. К тому же они сделали ставку на эмоции — даже самые клишированные вещи зрители готовы будут простить, если сделать из этого отсылку к их собственному опыту. Но одну из самых важных формул озвучил продюсер Рой Ли: «Мы снимали кино для тех, кто провел в Minecraft сотни часов. Их смех в зале был нашей наградой». Его фраза намекает на то, что далеко не всегда стоит прислушиваться или опираться на мнение кинокритиков.
А дальше?
Уже анонсировано продолжение, а студии начали охоту за правами на адаптацию других «бессюжетных» хитов вроде Among Us и Roblox. Но главный итог в другом: Minecraft доказал, что даже самый абстрактный игровой мир может стать основой для кассового кино — если в него вдохнуть немного человечности. И да, Джек Блэк в костюме зомби — это всегда беспроигрышно.