На кого из современных художников Азии стоит обратить внимание — рассказывает эксперт

В последнее время Азия привлекает к себе все больше внимания. Эта тенденция затронула и сферу искусства. Поинтересовались у соосновательницы PA Gallery Елены Паршиной, к работам каких азиатских художников современности стоит присмотреться.

Современная визуальная культура Азии — источник многих актуальных трендов, которые привлекают внимание во всем мире. Отдельного внимания заслуживает сфера совриска, ведь главными трендсеттерами, которые меняют наши представления о мире, красоте и восприятии реальности, традиционно выступают именно художники. О важных именах актуальной арт-сцены из разных регионов Азии рассказывает соосновательница PA Gallery Елена Паршина по следам своего опыта участия в крупнейшей международной арт-ярмарке ART021 в Шанхае.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Елена Паршина
Елена Паршина
Архивы пресс-службы

Российская галерея не в первый раз принимает участие в этой ярмарке — PA Gallery представила в Шанхае групповой проект «Транскодирование», куда вошли работы российских художников — каркасные скульптуры Ани Жёлудь, картины-объекты Антона Конюхова, инсталляция и произведения из фарфора Анны Казьминой. У аудитории события российское искусство вызвало большой интерес — работы всех художников были проданы, часть из них попали в престижные мировые коллекции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Инь Сючжэнь (Yin Xiuzhen)

Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одна из самых значительных художниц Азии на мировой арт-сцене Инь Сючжэнь исследует в своей практике темы человеческой памяти, глобализации и гомогенизации. Она наиболее известна своими скульптурами и гигантскими инсталляциями, состоящими из бывших в употреблении или переработанных предметов — одежды, обуви, мебели, кухонных принадлежностей, чемоданов и т. д. Родной город Инь — Пекин, здесь она живет и работает в настоящее время. В том числе вдохновленная быстро меняющимся культурным и социальным ландшафтом Пекина, художница пересобирает использованные бытовые предметы в произведения искусства, которые становятся пространством рефлексии о коллективной истории современного общества и личной истории каждого отдельного человека. Вещи, собранные Инь, можно рассматривать как материализованные документы общественной памяти и уязвимости людей перед лицом стремительных технологических, экономических и социальных перемен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы

В разные годы произведения Инь Сючжэнь выставлялись в крупнейших международных арт-институциях, среди них — MoMA в Нью-Йорке, Гронингенский музей в Нидерландах, Кунстхалле Дюссельдорфа, а также входили в экспозицию 52-й и 58-й Венецианской биеннале. Российскому зрителю творчество художницы знакомо благодаря инсталляции «Медленное действие», которая была представлена в Музее «Гараж» в 2016-2017 году. А прямо сейчас можно увидеть масштабный соло-проект Piercing the Sky Инь Сючжэнь в одном из важнейших музеев современного искусства Шанхая Power Station of Art, который будет доступен до 16 февраля 2025 года. Must visit для тех, кто планирует поездку в Шанхай в ближайшее время.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Юко Мори (Yuko Mohri)

Архивы пресс-службы

Японская художница Юко Мори известна своими замысловатыми инсталляциями, собранными из самых разных предметов окружающей нас действительности, которые функционируют как самостоятельные механизмы или миниатюрные экосистемы. В своих работах художница обращается к фундаментальным вопросам человеческой жизни и приглашает зрителя к диалогу о том, как действительно устроен наш мир.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы

В этом году Юко Мори представляла Японию на Венецианской биеннале — художница показала проект, центральной идеей которого стал вопрос: «Что важнее искусство или жизнь»? В этой инсталляции гниющие фрукты были подключены к электродам, с помощью которых генерировался свет и звук. В прошлом году на 22-й Биеннале современного искусства в Сиднее Юко Мори показывала серию инсталляций, которые были организованы по принципу дренажных систем — в них художница адресовалась к проблеме протечек на железнодорожных станциях и станциях метро Токио. Ее проект представлял собой сложную систему из ведер, труб, зонтиков, пластиковой пленки, бутылок, насосов, мебели, которая улавливает, перенаправляет и перерабатывает воду, падающую с потолка. Произведения Юко Мори входят в собрание таких крупнейших мировых музеев как Центр Помпиду в Париже, музей М+ в Гонконге и Музей современного искусства Токио.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ли У Хван (Lee Ufan)

Архивы пресс-службы

Один из самых влиятельных художников современной азиатской арт-сцены и признанный классик Ли У Хван родился в Корее (еще до ее разделения на северную и южную части), но прожил большую часть своей жизни в Японии. Ли У Хван стоял у истоков авангардного художественного движения Моно-ха (буквально «Школа вещей»), в котором предлагался альтернативный взгляд на искусство через минималистичные экспозиции и исследование взаимодействия между природными и промышленными материалами — камнем, сталью, бумагой, деревом и т.д. Движение Моно-ха зародилось в Японии — во многом именно благодаря Ли У Хвану и его теоретическим работам — позже распространилось на международную художественную сцену и оказало влияние на мировое искусство.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ли У Хван наиболее известен своими минималистичными скульптурами и картинами, на которых часто может быть нанесен всего один мазок краски. Сам художник говорит, что произведение никогда не может быть по-настоящему завершено, потому что совершенства и завершенности не существует. Произведения Ли У Хвана присутствуют во всех важнейших музеях современного искусства мира — MoMA и Музей Гуггенхайма Нью-Йорке, Центр Помпиду в Париже, Tate в Лондоне, Национальный музей современного искусства в Токио и Сеуле и тд. Он неоднократно участвовал в Венецианской биеннале, а также в Documenta.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лю Вэй (Liu Wei)

Архивы пресс-службы

Список самых модных представителей современной арт-сцены Азии точно не обойдется без Лю Вэя — китайского художника, который работает с широким спектром медиа: живопись, скульптура, фотография, перформанс, видео-арт, инсталляция. Юность Лю Вэя пришлась на годы быстрой урбанизации и технического прогресса в Китае, поэтому тема преобразования нашей окружающей действительности в контексте современной модернизированной жизни является для художника одной из центральных.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лю Вэй часто использует в своих работах геометрические и архитектурные формы — как отсылку к урбанистическому окружению, в котором существует современный человек. Кстати, до 25 января 2025 года можно увидеть его персональный проект Liberation Routes в центре современного искусства Cc Foundation в Шанхае. Еще одна арт-локация в чек-лист для путешествия, если оно планируется в ближайшее время.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Юань Гуанмин (Yuan Goang-Ming)

Архивы пресс-службы

Пионер видео-арта в Тайвани Юань Гуанмин является одним из важнейших художников в сфере медиа-искусства на международной сцене. Он также активно занимается образовательной деятельностью, занимая должность профессора кафедры новых медиа-артов в Тайбэйском национальном университете искусств. Его работы, которые стали классикой мирового видео-арта и входят в коллекции крупнейших музеев, сочетают символические метафоры с технологическими медиа. С их помощью художник пытается ухватить и зафиксировать экзистенциальный уровень переживаний современного человека.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Масштабное произведение Юань Гуанмина стало одним из самых запоминающихся событий Венецианской биеннале этого года — художник представил свой завораживающий и драматичный видеопроект Everyday War.

Дань Во (Danh Võ)

Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хотя художник вьетнамского происхождения Дань Во большую часть своей жизни провел в Европе, эта подборка без него была бы неполной. Когда Дань Во был ребенком, его семья была вынуждена бежать из Вьетнама и впоследствии обрела свой новый дом в Дании. Художественное образование Дань Во получил в Датской королевской академии искусств, а также окончил Высшую школу изобразительного искусства «Штедельшуле» в Германии. Исторические события, которые побудили художника и его семью покинуть их родину Вьетнам, сложный процесс ассимиляции в европейской культуре — важнейшие лейтмотивы в его практике, которая основывается на художественных исследованиях в области культурного наследия, травм, чувства принадлежности и осознания собственной идентичности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы

Свои произведения Дань Во создает по принципу реди-мэйдов: через объекты, заряженные определенным культурным символизмом, он исследует, как их смысл меняется в зависимости от контекста. Работы Во загадочны и поэтичны, в них он пытается через призму коллективной истории и личного опыта найти ответы на вопросы о том, что делает нас самих собой. Отдельного внимания заслуживает культовый проект We The People — фрагментированная скульптура, изображающая знаменитую Статую Свободы, — отдельные части которой разбросаны по разным музеям мира.