Надежда Оболенцева об особой магии кино
Если бы мне дали возможность задать всего один вопрос человеку, чтобы понять, кто он, я бы спросила, какой его любимый фильм. Киноман наверняка перечислит несколько. Это как с книгой – тот, кто постоянно читает, вряд ли сможет назвать одного писателя, но тем не менее это многое скажет о самом человеке. Я люблю кино. Но главное, чтобы меня не обманули собственные ожидания от жанра и настроения. Я люблю смотреть фильмы в кинотеатрах или во время фестивалей на большом экране, чтобы потом обсудить картину.
В 2019-м «Кинотавру» исполняется 30 лет. И если хотите быть в курсе того, что происходит сейчас в российском кинематографе, то вам точно надо находить неделю в году и погружаться в эту атмосферу: смотреть фильмы, общаться и праздновать в «палатке» (закрытая терраса, где каждый вечер все собираются) победы друзей. Например, для того, чтобы знать, какие премьеры показывать в новом сезоне в клубе «418», нужно держать руку на пульсе и отсмотреть все заранее. Спасибо «Кинотавру» – и наши искренние поздравления с юбилеем!
Итак, вернемся к кино, магия которого удивительна. Фильм способен создать настроение, вызвать бурю эмоций, заставить плакать, смеяться, сопереживать и помочь осознать что-то важное. Однако все это возможно, только если он вас заденет. Потому что честное искусство должно задевать и провоцировать. Любое произведение можно и нужно разбирать, но есть вещи, которые нельзя объяснить, – это и есть любовь.
За более чем 100 лет существования кинематографа (спасибо братьям Люмьер) он покорил всех жителей планеты Земля, где каждый найдет, что ему по вкусу. Чем сильнее фильм, тем ярче образы, созданные кинематографистами, которые остаются в сознании зрителя. Есть картины, при просмотре которых отключаются зритель и критическое начало, картины, где вы погружаетесь в рассказ автора, который делится с тобой самым сокровенным, картины, где искренность и честность создателя увлекает настолько, что, сидя в зале, ты сопереживаешь героям, веришь в мир, показанный на экране, – и такое кино абсолютно в своей целостности.
В список моих любимых фильмов входят:
- «Головокружение» Альфреда Хичкока;
- «Лица» Джона Кассаветиса;
- «Манхэттен» Вуди Аллена;
- «Зеркало» Андрея Тарковского;
- «Груз 200» Алексея Балабанова;
- фильмы Ларса фон Триера;
- «Выживут только любовники» Джима Джармуша;
- «Гибель богов» Лукино Висконти;
- «Синий бархат» Дэвида Линча;
- «Необыкновенная выставка» Эльдара Шенгелаи;
- «Похитители велосипедов» Витторио Де Сики;
- «Ночь» Микеланджело Антониони;
- «Фанни и Александр» Ингмара Бергмана;
- «Амаркорд» Федерико Феллини;
- «Осенний марафон» Георгия Данелии;
- «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо;
- «Банда аутсайдеров» Жан-Люка Годара;
- «Вальсирующие» Бертрана Блие;
- «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа.
Хорошее кино фиксирует жизнь в разных ее проявлениях, запечатлевает время, тот исключительный миг, который в нашей обыденности не может повториться, а любимые картины можно пересмотреть...
Я не представляю жизни без кино. Любой ее период ассоциируется с той или иной картиной: романтичное лежание под пледом с любимым, меланхоличные одинокие вечера, веселые девичники, семейные просмотры, походы в кино на места для поцелуев с попкорном и кока-колой – и все это кино, в многообразии которого
можно захлебнуться...