Недооцененный или устаревший: что читать у Вольтера в XXI веке и стоит ли оно того
Франсуа-Мари Аруэ (настоящее имя Вольтера) родился в 1694 году в Париже и был сыном нотариуса, благодаря чему получил отличное образование и мог бы пойти по стопам отца. Вот только самому будущему философу такая перспектива была не по душе, так что он занялся литературной деятельностью и успел побыть этаким поэтом-нахлебником. На этом поприще больших успехов он не добился, зато полностью осознал силу слова. Его не раз отправляли в Бастилию, а однажды даже избили за сатирические стишки.
В 30-летнем возрасте Франсуа-Мари отправился в Англию, где изучал не только литературу, но философию, науку и даже политику. Правда, вернувшись во Францию, писатель столкнулся с непониманием и даже политическими гонениями.
К концу жизни Вольтер мог похвастаться знакомством или перепиской со многими крупными государственными деятелями. Не секрет, что с ним общалась даже Екатерина II. А еще он продолжал трудиться, несмотря на серьезную болезнь. В 1778 году Франсуа-Мари скончался во сне. Его тело тайно вывезли и захоронили в Сельерском соборе, за 166 км от Парижа.
Философская проза стала способом Вольтера делиться своими мыслями и пропагандировать собственную точку зрения, но в этом его сложно обвинить — позднее многие писатели пользовались подобным способом. Среди философских трудов наиболее популярным стал «Кандид». И мы совершенно точно не советуем пропускать это произведение.
Во-первых, оно читается куда легче остальной тяжеловесной прозы французского писателя. Во-вторых, «Кандид» оказал огромное влияние на огромное число русских классиков — Александр Сергеевич Пушкин открыто подражал слогу, Федор Михайлович Достоевский использовал мотивы из книги при создании «Братьев Карамазовых». И это при том, что на многие годы труд запретили «под предлогом непристойности». Интересно, что сам Вольтер иногда отрицал авторство и считал работу недостойной.
Также советуем прочитать роман «Простодушный». Это уже более зрелый труд, в котором героям намного проще сопереживать. В нем «естественный человек» сталкивается с клерикально-абсолютистской действительностью Франции. Говоря о «естественном человеке», мы имеем в виду личность, которой присущи стремление к свободе и толерантности и умение быть честным и открытым. Он в восторге от плодов цивилизации, но не понимает, почему человечество отказывается двигаться дальше.
Однако Вольтер достаточно честно рассуждает на тему того, как прекрасно развитие человечества, но пишет, что далеко не все знания приносят пользу. Некоторые из них способны преумножить предрассудки и суеверия. В эпоху информационного прогресса особенно важно не забывать эту простую истину.