Непонятый гений: как Михаил Глинка изменил целое направление в искусстве, сочинив две оперы
В начале был звук
Михаил Иванович Глинка родился в 1804 году. Бабушка по отцовской линии, Фекла Александровна, полностью отстранила маму будущего композитора от воспитания ребенка. Сам Глинка утверждал, что рос нервным и мнительным ребенком-недотрогой. Но в определенный момент своего детства Михаил Иванович услышал звонарей — тогда он и осознал, насколько сильно его интересует звук.
С десяти лет он начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Причем не только у своей учительницы, но и у практикующего музыканта из крепостного оркестра. Поскольку Михаил Иванович учился достаточно быстро, то уже к 18-летнему возрасту мог давать концерты. Тогда же он начал сочинять собственную музыку — в 1822 году он придумал вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы «Швейцарское семейство» Йозефа Вайгля. Поскольку консерватории на тот момент не существовало, Глинка практиковался самостоятельно — он не только музицировал в различных салонах, но еще и экспериментировал со звуком. Михаил Иванович чувствовал, что его композициям чего-то не хватает. Но даже так ему удалось создать романс «Не искушай меня без нужды» на слова Евгения Баратынского. Приблизительно в этот момент Глинка начал понимать, что времени на музыку у него остается все меньше из-за службы. В итоге он решил уволиться с работы и полностью посвятить себя творчеству.
В России Михаил Иванович так и не смог найти себя — в итоге он решил отправиться в Европу, а заодно поправить там здоровье. Глинка закончил получать музыкальное образование и добрался до Италии. «Я ожил при появлении чудной итальянской весны, воображение зашевелилось, и я принялся работать», — вспоминал об этом композитор. Особенно сильно его заинтересовал бельканто — техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку. Исполнитель свободно извлекает звук, а его голос остается ровным.
Возвращение на родину
Михаил Иванович вернулся в Россию с более четким пониманием того, чего он хочет добиться от своей музыки — ему было уже не так страшно переходить к более крупным формам. Правда, подходящий для реализации сюжет Глинка не мог найти довольно давно, пока не пообщался с Василием Жуковским. Именно он посоветовал композитору вспомнить историю о крестьянине Иване Сусанине.
Желание написать оперу сочеталось с идеей создать национальную русскую оперу как отдельный институт. Всего несколько месяцев потребовалось Глинке для реализации своего плана. При этом в определенных кругах Михаил Иванович был уже достаточно знаменит, так что молва о грядущей премьере заполонила улицы Петербурга. Дошло до того, что Николай I лично пришел на одну из репетиций и одобрил грядущую постановку — «Жизнь за царя».
Премьера удалась на славу, а громкий дебют в опере позволил Глинке стать капельмейстером Придворном певческой капеллы — в то же время появилась «Херувимская песнь».
Внимание всего культурного общества было приковано к Михаилу Ивановичу — все ждали от него следующего шедевра. Тогда композитор мечтал поработать с Пушкиным, чтобы он написал либретто для новой оперы о Руслане и Людмиле. Однако поэт погиб в дуэли, а текст никак не ложился на музыку — он был наполовину шутливым, ведь «Руслана и Людмилу» Александр Сергеевич писал еще в лицее.
С помощью других поэтов и писателей Глинка все-таки смог реализовать увертюру «Руслан и Людмила», но она не только не снискала одобрения, но еще едва и не стала причиной краха композитора. Царская семья попросту вышла из театра, а многочисленные критики набросились на каждый аспект — от декораций до музыки. Причиной тому, как считают некоторые эксперты, послужили эксперименты, на которые решился Глинка. Он начал использовать симфонический оркестр для имитации бытовых звуков — и это не понравилось никому. Но при этом с годами эксперименты композитора легли в основу большой русской оперы.
Принятие
Провал тяжело ударил по Глинке, и тот решил уехать в Европу. Во французской столице композитор познакомился с Гектором Берлиозом. Именно он в итоге и сделал «Руслана и Людмила» популярными среди публики. Восторг зрителей оживил композитора. Михаил Иванович решил дать благотворительный концерт, и когда его выступление высоко оценили, он перестал переживать из-за первоначальной неудачи.
В итоге Глинка захотел остаться в Европе, но о своей родине он никогда не забывал — регулярно приезжал и давал уроки. Михаил Иванович собирался написать третью оперу, но забросил ее. В 1857 году он скончался в Берлине, оставив после себя музыкальные произведения, ставшие со временем настоящим эталоном.