Очарование меланхолии: почему вам стоит прочесть хотя бы одно произведение Франсуазы Саган
Наверное, в жизни любого книголюба случались произведения, которые расхваливали все вокруг, но ему они не нравились. Так, например, часто случается с творчеством Федора Достоевского — с одной стороны, вполне понятно, что он гений с глубокими и очень философскими мыслями. С другой, читать его далеко не всегда приятно, так что поклонников у него не так много, как у других классиков.
Однако иногда в своей жизни мы сталкиваемся и с такими авторами, чья популярность для нас совершенно непонятна и необъяснима. Для многих именно таким творцом является французская писательница Франсуаза Саган. Всего в 19 лет она издала роман «Здравствуй, грусть!», который стал самым популярным. Но и другие произведения — «Смутная улыбка», «Сигнал к капитуляции» — могут считаться настоящими бестселлерами. Почему так, объясняем в статье.
Сюжеты Франсуазы Саган почти всегда приходят в движение из-за любви. Она может быть безответной, страстной или даже первой. Но сама писательница редко называет это чувство в своих книгах — ее герои признаются в любви только тогда, когда начинают пытаться скрыть от всех одиночество, тоску или другие сильные эмоции.
Также важно осознавать, что темы любви и измены — близкие для французского читателя. Французская литература вообще развивалась в соответствии с собственными правилами, и Саган неукоснительно им следовала, когда создавала любовные истории. Но делала это не только ради философских изысканий, раскрывая характеры героев, но еще и ради самой любви. В конце концов, малое количество авторов исследовали и изображали это чувство с такой тщательностью.
Еще одна важная тема, о которой писала Саган, — одиночество. Это чувство в разных героях проявляется по-разному. Первые начинают скучать на богемных вечеринках, пытаясь не оставаться одни. Вторые изменяют мужьям и засыпают в чужих постелях, чтобы проснуться с гнетущим ощущением одиночества. Третьи сходятся с любовниками, которых бросили несколько лет назад, по непонятным для себя причинам. Франсуаза Саган словно решила сделать все возможное, чтобы описать одиночество в самом честном его проявлении.
Герои и персонажи, которых создает писательница, живут как настоящие гедонисты. Наверняка у высоко моральных людей такие личности не вызывают ничего, кроме отторжения. Однако в прозе Саган проявляемая ими безнравственность резко становится меланхоличной, чувственной, хрупкой и очаровательной.
И если кому-то подобное чтиво может показаться чересчур романтичным и наивным, то мы спешим переубедить — смысл этих произведений раскрывается особенно явно, когда вы читаете их в хронологическом порядке. Обратите внимание на то, как отчаянно ищут свое место в мире персонажи Саган. Будучи подверженной идеям экзистенциализма Сартра, которого она считала своим учителем, Франсуаза довольно точно описывает психическое состояние молодежи своего поколения. Это люди, которые были рождены богатыми родителями и зажиточными буржуа. У их предков был смысл жизни — заработать как можно больше. И в этом материальном они видели свое счастье и благополучие. Однако события XX века дали людям понять, что за деньги, на самом деле, не так уж много можно купить. Именно поэтому герои Франсуазы уже не тянутся к тому, что так интересовало их родителей. Теперь все, что они хотят, — острые наслаждения, эмоциональные встряски.
И заканчивается у Саган все почти всегда так же печально, как у любого другого экзистенциального философа — осознанием того, что человек в своем существовании будет бесконечно одинок, сколько бы сил ни прикладывал к тому, чтобы этого избежать.