Оруэлл, Замятин, Хаксли или Брэдбери: кто написал самую страшную антиутопию?

Этот жанр стал крайне популярным в один момент, но чья антиутопия навевает больший ужас?

Антиутопия — жанр художественной литературы, который описывает уклад мира или государства, где изначальное стремление к идеальному (утопичному) миру оборачивается настоящей катастрофой. Наверное, никто не будет спорить с тем, что классическими представителями этого жанра считаются «Мы», «451 градус по Фаренгейту», «1984» и «О дивный новый мир». Интересно, что каждый из авторов описывал совершенно разные миры, но все они определенно навевают ужас.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Предлагаем поразмыслить вместе с нами, какой из них считать полным синонимом слова «страх».

«1984», Джордж Оруэлл

«1984», Джордж Оруэлл
«1984», Джордж Оруэлл
Архивы пресс-службы

Итак, в «1984» речь идет о жестоком тоталитарном режиме, который строится на управляемой ненависти. Но ненависть не берется на пустом месте, ее корни проистекают из недовольства и малограмотности. Также довольно трудно отыскать людей или государство, которых можно было бы ненавидеть долго с одинаковой силой, из-за чего правители вынуждены формировать образ «врага» или «предателя». А еще не получится удерживать всю эту сложную систему в рабочем состоянии, если не навязать ей «правоверность». Поскольку речь идет о тоталитарном режиме, то он держится на полном отсутствии какой-либо критики и неприятием правды.

«Если ты в меньшинстве — и даже в единственном числе, — это не значит, что ты безумен. Есть правда и есть неправда, и, если ты держишься правды, пусть наперекор всему свету, ты не безумен»

Один из самых страшных моментов — концовка. Когда главного героя пытают, и он, неспособный сопротивляться физическому и психологическому насилию, полностью отрекается от себя. Предает возлюбленную и, наконец, выходит в мир «излеченным».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пожалуй, в этой книге самое завораживающее и пугающее одновременно — почти полное слияние с главным героем. Джордж Оруэлл настолько убедительно пишет о процессе смены ненависти к Большому брату на любовь, что начинает казаться, будто и читатель бы сдался под этими бесчеловечными пытками. А еще в этой книге нет ни одного луча надежды — его автор словно специально уничтожает в самом конце.

«Мы», Евгений Замятин

«Мы», Евгений Замятин
«Мы», Евгений Замятин
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этом произведении в полной мере показан переход от утопии к антиутопии. Главный герой — нумер Д-503, строитель «Интеграла». Он ведет свой дневник, где в самых замечательных красках описывает мир. Отдельно хочется отметить, что Евгений Замятин превзошел многих других авторов, ведь даже стиль письма у его героя был полностью соответствующим обществу, в котором он существовал, и такой прием способствует погружению читателя. Хотя поначалу воспринимать информацию в таком виде, конечно, может быть сложно.

«Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа»

Строитель «Интеграла» подробно и с каким-то особенным благоговением описывает жизнь, которая любому современному человеку показалась бы настоящей дикостью. Хотя, конечно, довольно быстро становится понятным, что «Мы» — представление Замятина о будущем СССР. Потому общество именно «строило "Интеграл" примерно так же, как в свое время соотечественники писателя хотели построить коммунизм.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако все разрушается в тот момент, когда главный герой влюбляется. Он испытывает это необычайное атавистическое чувство к И-330, деятельнице сопротивления, которая мечтает вернуть людей к природе. Затем проходит целый ряд событий, но суть их сводится к тому, что сперва у главного героя появляется душа, а потом он вновь лишается ее. В этой антиутопии продемонстрировано то, как сильно может покалечить человека государственная машина.

«451 градус по Фаренгейту», Рэй Брэдбери

«451 градус по Фаренгейту», Рэй Брэдбери
«451 градус по Фаренгейту», Рэй Брэдбери
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поскольку Рэй Брэдбери писал для американцев и про американцев, концепция его личной антиутопии может и не внушить ужас многим читателям из других стран, не обладающим живым воображением. Но сама по себе она остается весьма впечатляющей. Так, существует общество, в котором все должны быть одинаковыми — ведь именно в этом их счастье. В этом обществе живет главный герой. Он работает пожарником, но не тушит огонь, а сжигает книги — это его работа.

Около десяти лет пожарник Гай Монтэг не задумывался о том, в чем причина такого книгоненавистничества. Он бездумно выполняет свою работу и продолжает жить по инерции. Впрочем, как и все остальные вокруг него. Но однажды герой встречается с юной и романтичной Клариссой Маклеланд. Она оказывается способной к рефлексии, поэтому на уровне ощущений чувствует, что в этом обществе что-то не так. Вопрос Клариссы «Счастливы ли вы?» заставляет героя полностью иначе посмотреть на свою жизнь. Именно с этого момента Гай ощущает нехватку тепла. У него нет близких друзей, его отношения с женой похожи на соседские, ведь каждый занят собой.

«Не требуйте гарантий. И не ждите спасения от чего-то одного — от человека, или машины, или библиотеки. Сами создавайте то, что может спасти мир, — и если утонете по дороге, так хоть будете знать, что плыли к берегу»

Поголовный и добровольный отказ от собственной индивидуальности ужасает ничуть не меньше, чем тоталитаризм. Впрочем, концовка у книги все же обнадеживающая — главный герой находит общество, где люди заучивают книги наизусть, потому что верят: однажды их знания кому-нибудь пригодятся.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«О дивный новый мир», Олдос Хаксли

«О дивный новый мир», Олдос Хаксли
«О дивный новый мир», Олдос Хаксли
Архивы пресс-службы

У Олдоса Хаксли получился мир, который похож на расширенную и усовершенствованную версию антиутопии Рэя Брэдбери. Люди существуют в стандартизированном обществе, они поделены на классы — отношения между классами строго регламентированы. Граждане работают на благо государства, практически не думая. В этом правительству помогает наркотик под названием сома, но дело не только в нем. С самого рождения каждый индивид проходит через систему государственного воспитания — там ему и прививаются нужные убеждения и ценности.

«По мне лучше уж несчастье, чем фальшивое, лживое счастье»

Из-за этого люди избегают сложных эмоций, не видят ничего плохого в поверхностных удовольствиях, не боятся смерти. Они не задают и не хотят задавать лишних вопросов до тех пор, пока им есть, что потреблять. Полная потеря собственной индивидуальности становится гарантом безопасности для государства. Но при этом в романе присутствуют персонажи, которые пытаются найти собственный путь.

Например, Дикарь — очевидная альтернатива обезличенным индивидам, которые живут в цивилизованном мире. Он жаждет жизни, ищет свободы. В нем происходит огромное количество внутренних конфликтов, которые становятся причиной личностного роста. И даже осознавая, что никто вокруг его не поймет, он не собирается сдаваться. Так что Олдос Хаксли, судя по всему, надежды не терял, хотя и говорил на собственной лекции в 1962-м, что некоторые из описанных им методов стандартизации и устранения «неудобных» различий уже существуют.