Основоположник реализма: как Оноре де Бальзак вписал свое имя в историю мировой литературы
Литература всегда развивалась рука об руку с обществом и была логичной реакцией на то, что происходило в социуме. Именно поэтому в произведении абсолютно любого великого автора вы наверняка найдете намеки на исторический контекст. Так, эпоха Просвещения стала причиной того, что писатели стали превозносить человеческий интеллект и разум над природой. А в качестве естественной реакции на все это «маятник качнулся» в другую сторону — появилось такое течение, как романтизм. Писатели начали восхвалять идеал природы. Они много писали о чувствах и о естественном начале в человеке. Главной идеей стало восстановление единства человека и природы, а инновации и современные технологии, казалось, только портят характер. Такие возвышенные мотивы надолго задержались в литературе, но все изменилось с появлением Оноре де Бальзака.
Хотя он и был увлечен писательским искусством, но все же воспринимал его именно как средство заработка. Начальные его произведения носили почти полностью коммерческий характер. А популярность приходит к Бальзаку только в 1829 году, после публикации романа «Последний Шуань, либо Бретань в 1800 году». Обычным читателям произведение очень понравилось, а вот критики были не в восторге.
После этого появились другие произведения, благодаря которым Бальзак становится своим среди сливок общества. Интересно, что такую возможность писатель использует для того, чтобы собрать как можно больше характеров для своих будущих произведений. Оноре тщательно изучает высшее общество. Позднее люди, с которыми он познакомился в тот период, станут прототипами для одной из самых больших его работ — серии романов и повестей «Человеческая комедия».
«Человеческая комедия» — цикл сочинений, который состоит из 137 произведений. В него включены романы с реальными, фантастическими и даже философскими сюжетами. В своей книге писатель решил изобразить французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии. Для нас сегодня в реализме нет ничего удивительного или того, что было бы достойно осуждения. Но во времена Бальзака это было совершенно не так. Автор прекрасно понимал, насколько оригинальна его литературная позиция. Именно поэтому перед началом своего сборника в 1838 году он написал: «Автор ждет других упреков, среди них будет и упрек в безнравственности; но он уже точно разъяснил, что одержим навязчивой идеей описать общество целиком, таким, как оно есть: с его добродетельными, почетными, великими, постыдными сторонами, с путаницей его смешанных сословий, с неразберихой принципов, с его новыми потребностями и старыми противоречиями... Он подумал, что не оставалось больше ничего удивительного, кроме описания великой социальной болезни, а она могла быть описана только вместе с обществом, так как больной — это сама болезнь».
Вполне возможно, основной идеей Бальзака было написание своеобразной «энциклопедии жизни». Такой же план в свое время был у Данте Алигьери, и он вылился в «Божественную комедию». «Человеческая комедия» открывается «Шагреневой кожей». И в этом романе с ужасающей точностью описано то, что происходит с судьбами людей из-за их желаний.
Шагреневая кожа — главный символ человеческой жизни. С одной стороны, этот предмет демонстрирует стремление человека добиваться желаемого. С другой стороны, показывает, что на постоянной основе такое поведение приведет только к саморазрушению.
При этом немаловажную роль в романе играет и время — оно влияет на человека так, что тот становится еще более расположен к жертвам. Таким образом главный герой готов отдать здоровье, жизнь и счастье ради того, чтобы получить желаемое. Но при этом главное, что происходит в этом случае — он лишается всех близких людей. Именно поэтому в конце герой остается одинок и несчастен.
Поначалу, конечно, многие критики и литературоведы называли стиль Бальзака «философией студента в пивной», а некоторые и вовсе говорили, что писатель занимается «обычной болтовней». Но в итоге стало понятно, что исследователи того времени смотрели на произведения Оноре недостаточно широко. В действительности он задевал самые разные стороны жизни и показывал их во всей неприглядности. При этом Бальзак точно знак, когда ему нужно использовать гиперболизацию, а когда без этого можно обойтись.
Естественно, героини в таких романа были куда больше похожи на современных женщин, чем романтические персонажи другой прозы. Так и появился афоризм про «бальзаковский возраст» — им характеризовали зрелую женщину, которая отличалась независимостью, самостоятельностью суждений и свободой в проявлении своих чувств. Казалось бы, что в этом плохого? Но нет, в ту пору подобная характеристика была скорее негативной. Именно поэтому и к самому термину начали относиться с некоторым предубеждением, считая его скорее оскорблением, чем комплиментом.
Впрочем, в итоге все больше людей глубоко проникались творчеством Бальзака, а заодно осознавали его актуальность. Неудивительно, что в итоге больше авторов начали следовать по тому же творческому пути, что в итоге и вылилось в оформление такого самостоятельного течения, как реализм. А мы напомним, что в этом литературном направлении работали такие гении, как Марк Твен, Джек Лондон, Уильям Фолкнер, Федор Достоевский, Антон Чехов, Борис Пастернак и многие другие. И кто знает, какими были бы все их произведения без Бальзака.