Представьте ситуацию: слушаете вы себе новый альбом любимого поп-артиста, а в припеве неожиданно проскальзывают знакомые мелодии... Кажется, это было у Шопена? Или у Дебюсси? Слух вас не обманывает — современные музыканты самых разных жанров часто берут идеи у классиков. Кто-то делает это намеренно, а кто-то — совершенно случайно. Одни цитируют целые фрагменты, а другие — заимствуют гармонии. В этой статье подробнее разбираемся в том, для чего это композиторам.
От Иоганна Себастьяна Баха до Билли Айлиш: как классика вдохновляет поп-музыку
The Beatles
В 1965 The Beatles записали In My Life — одну из самых лиричных песен в истории. Но мало кто знает, что ее фортепианное соло — это прямая отсылка к Баху. Продюсер группы Джордж Мартин вдохновился «Бранденбургскими концертами» и сыграл мелодию в стиле барокко, но на скорости в два раза медленнее. К слову, Пол Маккартни однажды говорил, что Yesterday тоже, вероятнее всего, появилась под влиянием Баха. Гитарный ход этой композиции очень напоминает «Сюиту для виолончели №1» — послушайте сами.
Впрочем, Джордж Мартин был далеко не единственным, кого вдохновляли мастера прошлого. Говорят, что однажды Джон Леннон услышал, как Йоко Оно играет «Лунную сонату» на фортепиано. Музыканта это так вдохновило, что он попросил сыграть ее задом наперед. Так и родилась гармония для Because. «Это буквально Бетховен, но в зеркале», — говорил продюсер группы.
Леди Гага
Помните эту хитовую композицию — Bad Romance? В ней Леди Гага поет: «Ra-ra-ah-ah-ah! Roma-roma-ma!». Попробуйте прослушать этот фрагмент в замедленной версии — он удивительно похож на «Хаффнер-серенаду» легендарного Моцарта. Интересно, что «Серенаду №7» композитор написал специально для праздника перед свадьбой Марии Элизабет Хаффнер и ее жениха Франца Ксавьера Шпета. А композиция Леди Гаги в итоге превратилась в гимн клубной музыки. Так что, если говорить утрированно, и то, и другое — музыка для вечеринки.
Coldplay
Самый очевидный пример заимствования случился у группы Coldplay. Впрочем, это было полностью продуманным ходом — на это не намекает не только использование инструментов, но и кракелюры, украшавшие видеоролик. Знаменитый струнный риф в Viva la Vida — почти точная цитата из «Времен года», а конкретно, «Зимы» Вивальди.
К слову, это не единственная отсылка. В самом тексте Крис Мартин поет: «I used to rule the world (Я когда-то правил миром)», а Антонио Вивальди был известен тем, что сочинил около 12 скрипичных сонат датскому королю Фредерику IV — такая вот интересная пасхалка.
Билли Айлиш
Не секрет, что Билли Айлиш работает в основном со своим братом Финнеасом. А он не раз признавался, что обожает Сен-Санса и Рахманинова — иногда даже заимствует их идеи для своих аранжировок. Лучше всего это можно услышать в композиции You Should See Me in a Crown. Ритм скрипящего метронома в этой песней очень напоминает отрывок из «Аквариума» из «Карнавала животных» Камиля Сен-Санса.
The Weeknd
Как вы думаете, какую песню у Абеля можно назвать самой известной? Лично нам кажется, что это Blinding Lights. А ведь именно при ее создании композитор (отчасти неосознанно) вдохновлялся Бахом. Помните эту знаменитую Токкату и фугу ре минор Баха? Можете загуглить, наверняка вы узнаете ее с первой же ноты. Так вот, при создании этого произведения композитор использовал хроматические пассажи, они же хроматизмы — мелодии, которые движутся «шажками» по половине ноты (например, до — до диез — ре). Подобные последовательности в органном исполнении создавали мистический эффект — из-за этого начало Токкаты звучит как зловещее предупреждение. В Blinding Lights партия синтезатора строится на похожих хроматических спусках, но они повторяются. То есть песня использует тот же принцип, но в электронной аранжировке.
Трэвис Скотт
Если вы зайдете на страницу Трэвиса Скотта на Ютубе, то узнаете, что самый просматриваемый клип — Sicko Mode. Это можно попытаться связать с Дрейком, но мы считаем, что секрет успеха — сама композиция. Точнее, ее связь с «Лунной сонатой» Бетховена. В треке есть место, где музыка резко замедляется и звучит мрачное пианино. Это тот самый намек на знаменитого маэстро. К слову, «Лунная соната» вписалась просто идеально не только по звучанию, но и по смыслу. Бетховен сочинил ее, когда был в депрессии, а Трэвис Скотт использовал ее мотив, чтобы рассказать о «темной стороне успеха».
Так что в следующий раз, когда вам покажется, что классика — это скучно, вспомните: ее призраки живут в ваших плейлистах. Возможно, вы не слушаете симфонии в концертном зале, но ваш мозг уже давно влюблен в их мелодии — они прячутся в битах The Weeknd, загадках Билли Айлиш и даже в танцевальных рифах Дрейка. Ученые называют это «эффектом музыкальной ностальгии»: мы бессознательно тянемся к знакомым нотам, даже если не помним, откуда они. Так что классика не умерла — она просто сменила смокинг на джинсы. И теперь вы точно услышите ее иначе.