От музы Родена до гениального скульптора: история Камиллы Клодель

Она не верила, что сможет добиться успеха
Виктория Артемова
Виктория Артемова
Старший редактор сайта

«Я всегда буду маленькой для него», — написала однажды Камилла Клодель о своем учителе и возлюбленном Огюсте Родене. Но история доказала обратное: сегодня ее имя стоит наравне с великими скульпторами XIX века.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Начало пути

Камилла Клодель
Камилла Клодель
Legion-Media

Родившаяся в 1864 году в небольшом французском городке Фер-ан-Тарденуа, Камилла с детства проявляла невероятный талант к лепке. «Она могла часами работать с глиной, создавая удивительно точные портреты членов семьи», - вспоминал ее брат, известный поэт Поль Клодель.

В 17 лет семья переезжает в Париж, где Камилла начинает брать уроки в Академии Коларосси - одной из немногих художественных школ, принимавших женщин. Именно здесь в 1882 году происходит судьбоносная встреча с Огюстом Роденом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Муза и ученица

Огюст Роден
Огюст Роден
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Роден, которому тогда было 42 года, сразу разглядел в юной Камилле исключительный талант. Она становится его ученицей, помощницей и вскоре — возлюбленной. По свидетельствам современников, именно Камилла помогала Родену в работе над его знаменитыми «Вратами ада», а также с «Гражданами Кале» — сама лепила руки для одних фигур и позировала для других.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Их роман длился почти 15 лет, наполненных страстью, творчеством и мучительной борьбой. Художнику и его возлюбленной приходилось скрываться — они встречались в мастерской, куда никто больше не заходил. Роден, несмотря на обещания, так и не оставил свою многолетнюю спутницу Розу Бере. Во-первых, них был общий ребенок. Во-вторых, в годы безденежья именно Роза кормила семью — она бралась за любую самую тяжелую работу, чтобы поддержать супруга. И он просто не мог ее бросить.

«Врата ада»
«Врата ада»
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Когда мать узнала, что я сплю с Роденом, она запретила мне показываться в ее доме, утверждая, что страсть захватила мой ум и глубоко его поразила. Это ужасное, ранящее состояние — быть человеком, от которого отреклись», — так описывала этот период сама Камилла. Но все было немного сложнее. Она финансово зависела от Родена, но, при этом, не получала большого признания. Ее работы выставлялись в Салоне, получали похвалы от критиков, но покупать или заказывать ее скульптуры никто не спешил.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интересно, что в обществе Роден появлялся именно с молодой и талантливой Клодель, а собственную жену будто пытался спрятать в доме. Это оказало свое влияние на будущую карьеру его музы. Расставание становится сложным для обоих. Огюст испытывает вину за то, что все закончилось именно так — он оплачивает ей мастерскую и всеми способами пытается привлечь внимание к ее работам. Сама же Клодель язвительно подмечает, что творчество ее бывшего учителя становится похожим на обычный конвейер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Собственный путь

«Вальс», Камилла Клодель
«Вальс», Камилла Клодель
Legion-Media

Параллельно у Камиллы Клодель происходит страстный, но непродолжительный роман с Клодом Дебюсси. Она полна энергии и постоянно работает. Произведения Камиллы этого периода демонстрируют постепенный отход от влияния учителя. Ее знаменитая скульптура «Вальс» (La Valse, 1893) — настоящий прорыв в искусстве того времени. Критики были поражены способностью мастера передать движение в статичном материале.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Среди других выдающихся работ:

  • «Зрелый возраст» (L'Âge mûr, 1899) - драматичная композиция, которую многие считают аллегорией её отношений с Роденом
  • «Волна» (La Vague, 1897) - новаторское произведение, где бронза имитирует текучесть воды
  • «Клото» (Clotho, 1893) - потрясающий своей экспрессией образ мифологической пряхи судьбы

Инновации и признание

«Зрелый возраст»
«Зрелый возраст»
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Искусствоведы отмечают уникальный подход Клодель к обработке материалов. Она одной из первых начала использовать технику тройного зеркала, позволяющую видеть скульптуру одновременно с разных ракурсов во время работы.

Парижский критик Октав Мирбо писал в 1895 году: «Я обнаружил шедевр... и имя абсолютного гения - Камилла Клодель. Маленькая девушка создала чудо».

Трагический поворот

После окончательного разрыва с Роденом в 1898 году жизнь Камиллы начинает стремительно меняться. Она продолжает творить, но все более изолируется от общества. В 1913 году семья помещает ее в психиатрическую клинику, где она проведет последние 30 лет жизни. Многие отмечали ее возможность творить, но сама Клодель так и не решилась снова взяться за материалы, находясь в больнице.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наследие

Камилла Клодель
Камилла Клодель
Legion-Media

Сегодня работы Камиллы Клодель хранятся в крупнейших музеях мира. В 2017 году во французском городе Ножан-сюр-Сен открылся музей ее имени, где представлена самая большая коллекция работ скульптора.

История Камиллы Клодель - это не просто трагическая история любви. Это рассказ о женщине, которая осмелилась бросить вызов конвенциям своего времени, создавая революционное искусство в эпоху, когда женщинам-скульпторам приходилось бороться за признание.

Сегодня ее работы не только свидетельствуют о невероятном таланте, но и напоминают о важности поддержки женщин в искусстве и их права на собственный творческий голос.

Как писала сама Камилла: «Я показала им, что женщина тоже может создавать».