От полного провала к всемирной славе: история балета «Лебединое озеро»
Сегодня «Лебединое озеро» — одна из самых знаменитых балетных постановок во всем мире. Но знали ли вы, что она могла остаться абсолютно замеченной в годах, ведь первые отзывы критиков и зрителей были просто ужасными. Сегодня мы решили рассказать историю первого балета известного композитора Петра Чайковского, который был снят с репертуара и стал популярным уже после смерти маэстро.
Весной 1875 года дирекция Большого театра обратилась к Чайковскому с просьбой написать музыку к истории о заколдованной принцессе и молодом принце, который в нее влюблен. Великие композиторы того времени редко соглашались на подобную работу, но у Петра Ильича было не самое стабильное материальное положение, так что он согласился отчасти именно из-за денег, о чем честно писал Римскому-Корсакову. Однако к заказу Чайковский подошел крайне ответственно. Современники вспоминали, что перед написанием балета композитор долго пытался разузнать все необходимое о том, какой должна быть музыка для танцев. Он изучил множество других балетных партитур и только после этого сел за работу.
Уже в конце лета была закончена работа над первыми двумя актами, а в начале зимы — над двумя последними. Весной следующего года Чайковский оркестровал все написанное и закончил работу над партитурой, отдав ее в Большой театр. Постановкой «Лебединого озера» на тот момент занимался балетмейстер Вацлав Рейзингер. К сожалению, ему не удалось раскрыть всех преимуществ этой потрясающей истории любви, дополненной музыкой великого композитора.
Премьера прошла в 1877 году на сцене московского Большого театра в исполнении артистов императорской труппы. Партию Одетты солистке Полине Карпаковой — это был день ее бенефиса. Однако критики все равно оказались крайне безжалостными, а сильнее всего досталось, конечно, балетмейстеру.
«Странное скопление на сцене дам разного возраста и разной комплекции в тяжеловесных костюмах с перьями, тщетно старавшихся изобразить горделиво плывущих лебедей. К радости публики, в конце спектакля вся эта разномастная птичья стая утонула в озере вместе с немецким принцем Зигфридом, бросившимся вслед за ними в воду», — так писали в «Санкт-Петербургских ведомостях». Также критики говорили, что вместо настоящего балета Рейзингер устроил «какие-то гимнастические упражнения». «По музыке "Лебединое озеро" — лучший балет, который я когда-нибудь слышал. По танцам "Лебединое озеро" едва ли не самый скучный, казенный и бедный балет из тех, что даются в России», — писал критик Герман Ларош.
Даже смена Одетты — ее партию начала исполнять любимица публики Анна Собещанская — не спасла постановку. Всего балет показали 27 раз, после чего сняли с репертуара.
Только после смерти Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро» получило вторую жизнь. О партитуре вспомнили, поскольку хотели почтить память композитора. Тогда его брат Модест Ильич слегка переделал либретто и отдал музыку в более талантливые руки. За постановку взялись Мариус Петипа и Лев Иванов, чей вклад в развитие русского балета просто невозможно переоценить.
Именно их усилиями с балерин сняли бутафорские крылья, а вместо сложных и неизящных «гимнастических упражнений» появились грациозные танцы рук. Лев Иванов, к слову, придумал знаменитый Танец маленьких лебедей. Благодаря вмешательству действительно талантливых людей балет стал гораздо более психологически глубоким. А еще дирижер Риккардо Дриго заметно изменил музыку — он переставил музыкальные фрагменты местами, добавив несколько новых.
В 1895 году премьера обновленного «Лебединого озера» состоялась в Мариинском театре. В итоге именно версия Петипа-Иванова стала классической и вошла в историю мирового балета, навсегда прославив Петра Ильича Чайковского еще и в этой сфере.