Переоцененный фильм или новая классика: заслуженно ли «Бруталиста» считают главным претендентом на «Оскар»

И какие у фильма шансы получить эту награду

После Каннского кинофестиваля и последующего сезона кинонаград с многочисленными обсуждениями «Аноры» и «Эмилии Перес» многие успели забыть о таких важных претендентах на «Оскар» как «Бруталист» и «Конклав». Но именно эти картины будут бороться друг с другом за главные статуэтки. Сегодня мы решили обсудить «Бруталиста», поскольку он является куда более неоднозначным, чем кажется на первый взгляд, и вот почему.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сюжет

Кинопоиск

Главный герой картины — венгерский архитектор Ласло Тот, который уезжает из послевоенной Европы в США. Он успел достичь определенных успехов в карьере и прекрасно осознает свой талант и способности. Однако в Америке о них никто не знает, так что ему, сбежавшему от Холокоста, предстоит заново отстраивать свою карьеру в новом для себя капиталистическом мире, в котором совершенно другие идеалы. И, конечно, вопреки таланту у него далеко не все получается сразу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жизнь Ласло меняется кардинальным образом после того, как он знакомится с успешным и богатым Харрисоном Ли Ван Бюреном. Развитие их взаимоотношений становится лейтмотивом первой половины этой эпической ленты — фильм длится больше 3,5 часов.

Первая часть кажется более динамичной и напряженной — она умело вовлекает зрителя в свою историю. Вторая часть становится более размеренной, но для зрителя это уже не принципиально, ведь он находится внутри повествования и просто не может закончить просмотр, не увидев финал истории. К концовке у нас (и не только) огромное количество вопросов. Впрочем, начнем с более общего.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сюжеты нередко сравнивают с деревьями — те, что имеют более массивные корни, способны выдержать и большее количество ответвлений. У «Бруталиста» корни — крайне массивные. Это связано с тем, что история иммигранта, приехавшего в Америку за исполнением своей мечты, совсем не нова. Устойчивости «дереву сюжета» добавляет и тот факт, что речь идет о творческом человеке, пережившем такую трагедию, как Холокост.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск

Здесь создатели фильма явно нацелены создать новый шедевр классического американского кино. Растянутый хронометраж вполне позволяет добавить дереву немного ветвей для пышности. И здесь проблема в самих ветвях. Когда начинают добавляться темы секса, взаимоотношений с женами и другие, они выглядят блекло и ненатурально на фоне, например, общения Ласло и Харрисона.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Более того, богач Бюрен не менее сложный и многогранный персонаж, чем главный герой. Однако его словно намеренно пытаются выставить большим злодеем, чтобы архитектор Тот на его фоне выглядел более достойным объектом для сопереживания.

Отдельно хочется поговорить о... сексуальных сценах и наркотической зависимости главного героя. Для чего они нужны? Если смотреть на фильм в целом, то никакой смысловой нагрузки у них нет. Герой просто преодолевает свою зависимость, словно ее и не было. А уж некоторые его поступки в сексуальных сценах выглядят настолько искренними, что полностью уничтожают мотивацию, придуманную сценаристами. Напомним, что за хорошей жизнью архитектор отправился, в первую очередь, не ради себя, а ради жены. Но в его чувствах к ней у редактора культуры появились серьезные сомнения при просмотре.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Актерский состав

Кинопоиск

Гай Пирс — главная звезда этого фильма лично для нас. Несмотря на все, что сценаристы сделали с его персонажем, он умудряется отыгрывать настолько великолепно, что даже вопросы к его богачу появляются далеко не сразу. В целом Гай — один из наиболее талантливых актеров во всем мире прямо сейчас, но о его мастерстве незаслуженно часто забывают, из-за чего мы видим его довольно редко. Надеемся, после «Бруталиста» режиссеры обратят внимание на этого актера. А еще верим, что он заслуживает «Оскара» за лучшего актера второго плана.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эдриан Броуди — гений. Но это и без того было достаточно еще после «Пианиста». Здесь же просто идеальное попадание в роль. Эдриан отыгрывает так, словно его герой готов сорваться и расплакаться в любую секунду. Но при этом эмоциональная палитра не ограничивается одной только печалью. Ласло Тот в его исполнении одновременно печальный, злой, агрессивный, уязвимый и... до ужаса настоящий. Хотя сценарий, конечно, в один момент превращает героя из реального человека в самый обычный рупор или транспарант для выражения собственного мнения.

Фелисити Джонс, которой досталась роль жены архитектора, появляется во второй части фильма. Мы не можем сказать, что она сыграла плохо — нет, актриса удивительно органично смотрится в своей роли. Вопросы у нас, как мы и говорили выше, только к самой роли и тому, насколько вообще необходим ее персонаж в картине.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В целом актерский состав отыгрывает как надо. Однако, опять же, каст не способен изменить сценарий или повлиять на то, какую роль в сюжете придумали для их персонажей.

Визуал

Кинопоиск

Уже в первые пять минут становится понятно, что работа оператора — безупречный шедевр. Кадр с перевернутой Статуей свободы — очевидная отсылка к тому, что ждет героя дальше, она привлекает внимание как символ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поскольку немаловажной темой фильма является архитектура, создатели решили использовать технологию VistaVision, которую в 1954 году запустила кинокомпания «Парамаунт». «Для фотографий архитектурных объектов часто используют объективы, которые сохраняют углы и неискаженные линии зданий. VistaVision создает более широкое поле зрения и более высокое разрешение. Поэтому, когда режиссер Брэйди Корбе упомянул о нем, как о способе прославить архитектуру и почтить историю, его идея показалась гениальной», — так говорил в интервью оператор «Бруталиста» Лол Кроули.

«Бруталист» полностью соответствует своему названию визуально. Когда мы говорим о брутализме, то имеем в виду необработанную, мощную, бескомпромиссно честную архитектуру. Она не снисходит до попыток заставить вас чувствовать себя комфортно. Главная задача брутализма — сделать яркое и открытое заявление, которому не понадобятся оправдания. Суть этого стиля в том, чтобы обнажить архитектуру до самой ее сути. Именно так, в итоге, выглядит и весь фильм — вплоть до составленного портфолио главного героя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Немаловажным тут является еще и то, что «Бруталист» выглядит как классика. Вероятно, именно визуальный ряд заставляет некоторых искушенных зрителей ставить его в один ряд с такими шедеврами, как «Крестный отец» и «Нефть». Однако станет ли этот фильм такой же бессмертной классикой как то, что мы назвали выше — вопрос крайне спорный. Несмотря на просто потрясающую актерскую работу, даже вкупе с таким выдающимся визуалом ее может просто не хватить. Особенно, если мы вспомним об очевидных недостатках сценария.

Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что бюджет фильма составляет всего 6 млн долларов. Не хотим ни на что намекать, но условное продолжение «Дюны», вышедшее в том же 2024-м, обошлось продюсерам в 190 млн долларов. Понятно, что внушительная часть этих средств была потрачена на спецэффекты, грим и многие другие детали. Но все же — Брэйди Корбе доказал, что снять визуально красивый фильм можно и с не самым большим бюджетом. Так что за это он определенно заслуживает всевозможных похвал.

Звук

Здесь важно оговориться, что технология VastaVision не развивалась довольно долго — о ней забыли еще в прошлом веке, так что звуковикам пришлось учитывать множество деталей при создании идеальных дорожек. Звуковой дизайн фильма должен был отражать философию брутализма — монументальной, но минималистичной. Команда много экспериментировала — особенно выделяющейся можно назвать сцену с мраморным карьером, для которой использовали треск льда — звучало так, словно мрамор разговаривал.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Саундтрек продумывался с самого начала — именно поэтому он так круто вписался в остальное звуковое полотно фильма. Намеренные контрасты проявлялись в самые нужные моменты, но при этом с их же помощью создателям фильма удавалось создавать столь необходимую для восприятия тишину. И хотя звуковой дизайн у «Бруталиста» на высоте, вряд ли создатели получат номинацию за лучший звук или саундтрек — все же у них довольно серьезные конкуренты в виде мюзиклов и «Дюны» (музыку для нее писал легендарный Ханс Циммер).

Подводя итог

Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нужно отдать должное режиссеру Брэйди Корбе — он еще достаточно молод, но снимает действительно крутые и интересные картины. Более того, он сумел заставить зрителя сравнить свой фильм с «Нефтью», которая является едва ли не лучшим фильмом об американской мечте. Умудриться создать фильм, который будет похож на классику лучшего американского кино, всего за 6 млн долларов — это действительно огромный успех. И, конечно, «Бруталист» уже собрал вокруг себя базу фанатов, которые ждут того, что фильм получит главную награду «Оскара». Однако наше субъективное мнение — «Конклав» куда больше достоин статуэтки за лучший фильм.

При этом мы всеми руками «за», если «Оскар» за лучшую мужскую роль получит Эдриан Броуди, а за второстепенную мужскую роль — Гай Пирс. Также хочется отметить операторскую работу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако теперь есть определенные сомнения в том, что «Бруталист» вообще попадет на «Оскар». В Голливуде разгорелся скандал из-за того, что при разработке фильма использовали технологии ИИ. В частности, монтажер картины Давид Янчо сообщил, что нейросети улучшили венгерское произношение Эдриана Броуди и Фелисити Джонс. Ходят слухи, что архитектурные сооружения тоже были придуманы с помощью ИИ.

Режиссер Брэйди Корбе уже подтвердил, что произношение действительно слегка изменили, но сделали это со всем уважением к труду Броуди и Джонс, которые месяцами изучали венгерский язык. А вот то, что здания в фильме рисовали с помощью нейросетей, он опроверг, заявив, что это полностью работа художников.

Кинопоиск