Почему Кристофер Нолан еще не получил «Оскар»: мнение киноэксперта
Киноакадемия игнорирует фантастику
Прежде чем получить «Оскар», нужно попасть в список номинантов. У Кристофера Нолана возникают трудности уже на этом этапе. Режиссер начинал с маленьких концептуальных триллеров, но мировую известность ему принесла фантастика (трилогия о «Темном рыцаре», «Начало», «Интерстеллар») — жанр, к которому Американская киноакадемия всегда относилась то ли с опаской, то с непониманием. Многие голосующие считают его исключительно массовым, а для «Оскара» это сродни приговору.
Вспомните великих постановщиков-фантастов: Стивен Спилберг получил две своих награды за военные драмы, Джордж Лукас лишь однажды был номинирован за «Звездные войны», а Джеймса Кэмерона и вовсе наградили золотой статуэткой за «Титаник» — едва ли не единственный драматический фильм в карьере, в котором он отошел от фантастики.
В последние годы ситуация немного изменилась. Границы между массовыми и авторскими проектами стали размываться не в последнюю очередь благодаря Нолану, и это хороший знак для тех, кто работает в большом жанровом кино. С 2014 года Академия трижды вручала премию за режиссуру фантастических фильмов — Альфонсо Куарону за «Гравитацию» (2014), Гильермо Дель Торо за «Форму воды» (2018) и тандему Дэниела Шайнерта и Дэна Квана за «Все везде и сразу» (2023).
Интересно, что Кристофера лишь дважды отмечали в режиссерской категории — и оба раза не за фантастику: за «Дюнкерк» в 2018 году и «Оппенгеймер» в 2024-м. В карьере Нолана, впрочем, были и другие номинации: сценарные («Помни», «Начало») и продюсерские («Начало», «Дюнкерк»). И всякий раз он уходил с церемоний без наград.
«Оскар» вручают не за карьерные достижения
Некоторые известные кинематографисты согласятся с этим утверждением. Объяснять наличие «Оскара» сугубо художественными причинами смысла никакого нет — разве Мартин Скорсезе, активно снимающий кино с 1960-х и формировавший облик Нового Голливуда, не заслужил приз до «Отступников» (2006)? Подавляющее большинство тех, кому вы зададите такой вопрос, ответят, что заслужил. Тем не менее первый и единственный «Оскар» за режиссуру он получил именно за криминальный триллер.
Ошибка многих зрителей, несогласных с раздачей наград, чаще всего заключается в том, что они обращают внимание, прежде всего, на карьерные достижения, тогда как для членов Академии (а их почти десять тысяч) этот параметр в лучшем случае закрывает десятку. Куда важнее контекст — социальный, политический или любой другой: как лента или роль повлияла на кинематограф и общество, какой резонанс вызвала, какие проблемы затронула. Из года в год этот флюгер может менять направление.
К примеру, у Дэниелов («Все везде и сразу»), чья карьера началась менее десяти лет назад, есть режиссерский «Оскар», а у Кристофера Нолана — нет. Разве это говорит о том, что их дуэт талантливее? Ни в коем случае. Просто их фильм в конкретный год точнее попал в настроение американских зрителей, уловил запрос на новые формы и смыслы или же банально лучше продвигался студией. Поэтому «Оскар» — отражение проблем, волнующих Академию здесь и сейчас. Спустя время флюгер может смотреть в другую сторону, а любые решения — показаться ошибочными.
Получит ли Кристофер Нолан «Оскар»
С огромной вероятностью уже в этом году, причем не один. Победное шествие «Оппенгеймера» по крупнейшим премиям («Золотой глобус», «Выбор критиков» и другие) — это тот случай, когда во мнении сходятся все: и кинокритики, и журналисты, и простые зрители. Лента о физике, создавшем ядерную бомбу, с отрывом лидирует в наградном сезоне и по прогнозам принесет авторам до восьми «Оскаров» при тринадцати номинациях, включая награды для Кристофера Нолана в категориях «Лучший режиссер» и «Лучший фильм».