Почему у героев аниме большие глаза? Так решил Осаму Тэдзука
Наверное, почти каждый человек, который видел аниме, хотя бы раз задавался вопросом, который мы задали в нашем заголовке. Но это лишь вершина айсберга. Аниме и манга — уникальный пласт культуры, у которого тоже есть собственный родоначальник. К сожалению, широкой общественности его имя не слишком известно. Но сегодня, в день смерти «отца аниме» Осаму Тэдзука, мы все же решили рассказать о нем подробнее. А заодно объяснить, почему японские мультфильмы и комиксы выглядят именно так, как они выглядят.
На пути к мечте

Осаму Тэдзука был старшим из троих детей в своей семье. Отец мальчика увлекался фотографией и киноискусством, а мать любила традиционный театр. Оба эти хобби оказали влияние на Осаму. Он с интересном листал довоенные японские комиксы, а также смотрел мультфильмы Уолта Диснея. Но чтение романов и классическая литература тоже были его страстью. Уже будучи школьником, Тэдзука создал мультфильм, прокрутив три сотни заготовленных рисунков через проектор. Родители поддерживали хобби Осаму, но были уверены, что в итоге мальчик выберет профессию своего отца и станет врачом.

Не тут-то было — в дело вмешалась Вторая мировая война. Она, к слову, оказала огромное влияние на всех наиболее влиятельных японских мангак, и Осаму не стал исключением. В своих первых работах он подписывался именем Осамуси, а после был мобилизован на производство асбестового шифера для военных целей. После этого Тэдзука принимал участие в деятельности театра и писал короткие истории для поклонников. Но самое сильное впечатление на молодого человека произвел анимационный фильм Momotarou: Umi no Shinpei. Мультфильм невзлюбили, поскольку он был пропагандой, но самого Осаму впечатлило качество анимации.

Осаму понял, чем он хочет заниматься — остановить его на пути к исполнению мечты было уже невозможно. Однако, если вы будете смотреть ранние работы мангаки, то наверняка отметите, что он много времени уделял копированию стиля Уолта Диснея. Именно у него он научился делать такие неестественно большие глаза, ведь они всегда зеркало души.
Уникальный стиль
Однако думать, что на больших глазах вклад Тэдзуки в культуру манги и аниме заканчивается, — ошибочно. Shin Takarajima — культовая манга, которую придумал и нарисовал Осаму. Она кардинально отличалась от остальных произведений, которые тогда выпускались. Во-первых, сюжетная линия была куда более объемной и развитой. Во-вторых, Осаму сделал комиксы более «кинематографичными». Использовал крупные планы, смену ракурсов и оптические эффекты. К слову, тогда же Тэдзуки начал писать звуки буквами, чтобы дополнительно обращать внимание на движение. За счет всех этих приемов манга Shin Takarajima прославилась в Японии и стала невероятно популярной.
Со временем Осаму нашел способ сделать процесс быстрее и менее затратным. В 1952 году он закончил съемки аниме, которое стало легендарным во всем мире — Astro Boy. Если вы думаете, что это самый обычный детский мультик, то сильно заблуждаетесь. В действительности эта история помогает пережить травматичный опыт войны и страх перед технологическим прогрессом, который, как вы понимаете, был крайне сильным в Японии.

При этом важно понимать, что Осаму был крайне продуктивным. За свою жизнь он создал около 500 наименований манги и 60 анимационных фильмов и сериалов. В одном из недавних материалов мы уже рассуждали на тему того, что один из главных плюсов аниме и манги — жанровое разнообразие. Оно тоже появилось благодаря Тэдзуки. Он никогда не останавливался на одной теме. Его герои искали сокровища, путешествовали сквозь космос, а иногда даже жили повседневной жизнью. Но красной нитью через каждый его сюжет сквозила главная мысль — ценность жизни.
Как результат, Осаму стал не только основоположником той манги и аниме, которые мы знаем сейчас, но и воспитал целое поколение мангак. За это он по достоинству носит звание «отца аниме» и «бога манги».